Об ЕврАзийском приоритете внешней политики президента А.Атамбаева и предстоящем саммите ОДКБ в Бишкеке, мы попросили дать свои комментарии Кубата Рахимова международного эксперта по инфраструктурным проектам и евразийской интеграции.
Pro — Считаете ли вы ЕврАзийский приоритет внешней политики президента А.Атамбаева оправданным?
Многовекторность политики отличается от шарахания от партнера к партнеру именно иерархией приоритетов развития страны в среднесрочном и долгосрочном горизонте планирования. То есть, сегодняшним властным элитам, также как и контрэлитам, надо четко сознавать факт узости маневра в тактическом плане. Что касается стратегического направления на евразийскую интеграцию, то здесь присутствуют разноплановые факторы. Это и зависимость по рынку труда, где Кыргызстан как трудоизбыточный регион выполняет функцию поставщика самой лучшей рабочей силы из Средней Азии как по знанию русского языка, так и по профессиональным навыкам и социокультурной адаптации в Российской Федерации. Это преимущество временное, оно требует поддержания на должном уровне и качественного роста.
Считаю, что евразийский рынок труда может эффективно использовать до 2 млн. работников из Кыргызстана и здесь важна степень вовлеченности КР в различных интеграционных объединениях, в первую очередь связке ТС/ ЕЭП /ЕСН. Это и фактор потенциальной угрозы китайской экономической экспансии, которая может окончательно похоронить промышленное производство в Кыргызстане и завязать ресурсы страны в интересах Китая. Немаловажен факт того, что ни Вашингтон, ни Пекин не выделяют ресурсов Кыргызстану именно на производство чего-либо, а Российская Федерация уже готовит строительство Верхне-Нарынского каскада ГЭС и близка к ТЭО строительства Камбаратинской ГЭС-1.
Очень важен момент противоборства среди элит касательно реэкспорта как де-факто препятствующей развитию страны именно в промышленном плане и будущей роли Кыргызстана в специализации и кооперации при разделении труда в общем евразийском рынке. Так или иначе есть понимание, что ни центр транзитных перевозок, ни соглашения с антиталибской коалицией во главе с США не решают элементарных вопросов повседневной защиты границы КР с сопредельными странами. К тому же слабость национальных корпораций требует осторожных действий по допуску на рынок КР транснациональных компаний, поэтому вектор сотрудничества с российскими и казахстанским компаниями более оправдан, нежели чем в случае сдачи тех или иных отраслей игрокам из Китая или Турции.
Таким образом, Кыргызстану необходим последовательный план действий по евразийской интеграции, чтобы не стать «троянским ишаком» для Таможенного Союза и Единого Экономического Пространства в условиях слабого администрирования внешнего периметра границ КР и отсутствия инфраструктурной проекции для интеграции Кыргызстана в ТС. На мой взгляд, подтверждением евразийской ориентации и серьезности намерений всех сторон может быть строительство железной дороги Казахстан-Кыргызстан-Таджикистан, которая не просто соединит Север и Юг Кыргызстана, но и вырвет из транспортной изоляции Согдийскую область Таджикистана вместе с южными областями Кыргызстана.
Ваши ожидания как эксперта от предстоящего саммита ОДКБ в Бишкеке?
Я уже давно не прыгаю от радости и не хлопаю в ладоши от каждого мероприятия подобного рода. Что-то стало их много, а эффективность достаточно труднодоказуема. Но хочется верить, что данный саммит приблизит наш регион к снятию напряженности по нескольким направлениям. Меня лично очень беспокоит «тлеющий торфяник» Ферганской долины. На самом деле, большинство проблем региона не решены, а существующие мероприятия и поддержание статус-кво являются паллиативом. Особенно это видно по нездоровой активности ОБСЕ в Ферганской долине и потенциальной опасности «балканизации» ситуации.
Считаю, что надо переходить к решительным действиям и уже в ближайшее время переходить к конкретным шагам по организации военной базы ОДКБ в Баткенской или Ошской областях. Только четкое и системное решение позволит сыграть на упреждение потенциальных конфликтных ситуаций, а безопасность в регионе сразу же обеспечит экономическую активность внутренних и внешних инвесторов. Очень важным является вопрос об окончательной демаркации и делимитации границ с Узбекистаном и Таджикистаном. Без этого очень сложно говорить о хороших добрососедских отношениях.
Поэтому ОДКБ пора перестать быть клубом нерешительных генералов и конъюнктурных политиков. Однозначно требуется перейти к решительным и системным действиям по реальному обеспечению безопасности в центрально-азиатском регионе. Поэтому небезынтересным видится проект создания Пограничного Союза как симбиоза ОДКБ и Таможенного Союза, где вопрос тщательной охраны границ прямо связан с качественным администрированием таможенных процедур и защиты экономических интересов стран — участников такого объединения как Таможенный Союз.
Источник: pro-kg.com
Статьи и книги по теме:
- Казнить нельзя помиловать, или — почему евразийская интеграция буксует по курсу Зюйд-Ост
- «Казтемиртранс» поддержит своих
- Инвесторы ждут решений по «Кумтору»
- Кубат Рахимов: «Уверенность Китая в аншлюсе стран Средней Азии весьма опасна для России»
- Кубат Рахимов: друзья Текебаева из Вашингтона на строительство Камбаратинской ГЭС денег не дадут
- Формирование индийско-иранско-российского пространства экономического сотрудничества
- Кубат РАХИМОВ: Трудовые мигранты — наш золотой Клондайк
- К.Рахимов: Транспортные коридоры Евразии. Казахстан неумолимо сближается с Россией (анализ)
- Рахимов К.К. Будущее транспортных проектов государств ЕврАзЭС: от конкуренции к новому стилю сотрудничества. Доклад на международной конференции «ТрансРоссия-2002» 27.03.2002. // SeaNews. 16.04.2002.
- «2К»: от стратегии выживания к стратегии быстрого роста
- Инвестор подал в международный суд многомиллионный иск на Кыргызстан
- Номинация «Кыргызстан – горнодобывающая страна года» — издевка над инвесторами и налогоплательщиками?
- Местные «вожди» готовятся к распилу денег
- Железнодорожные модели интеграции Центральной Евразии
- О необходимости разработки новой стратегии развития транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан. Служебная записка.
- Россия усиливает военное влияние в Средней Азии через перевооружение Киргизии
- Эксперт: Камбар-Ата 1-ГЭСин саясатчылар курбайт
- Эксперт: Политиканы не должны строить Камбар-Атинскую ГЭС-1
- Кубат Рахимов: Негативные последствия вступления КР в Таможенный союз могут быть использованы для очередного госпереворота
- Эксперты торопят правительство со строительством ГЭС в Кыргызстане
- Кубатбек Рахимов: Страна нуждается в волшебном пенделе для реиндустриализации
- Эксперт: При вступлении в ТС сильным конкурентом Кыргызстана станет Беларусь
- Кубат Рахимов: При вступлении Кыргызстана в ТС больше всего пострадает Казахстан
- Эксперт: Нам не нужны бесполезные гранты
- Отечественных швейников обвинили в нежелании изучать риски при вхождении в ТС
- Легпрому обозначили два пути — разорение или превращение в холдинговую структуру
- «Чтобы не стать «троянским ишаком» для Таможенного Союза…»
- Кыргызстан назвали нужным России для обеспечения ее интересов в регионе
- Эксперт предупредил о возможном нарушении суверенитета при строительстве ККУЖД
- Нужна ли железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан?
- Широкие туннели в проекте железной дороги сочли тактическим ходом Китая
- Кыргызстану не дадут кредит на строительство железнодорожной ветки Китай — Кыргызстан — Узбекистан (ККУЖД) под правительственные гарантии.
- Проект китайской железной дороги назвали поводом проникнуть вглубь континента
- Инфраструктурные проекции геополитики в Центральной Азии. Возвращение России.
- Железнодорожный аншлюс Киргизии Китаем: подробности
- Эксперт: Отработка маршрутов для грузов НАТО в Центральной Евразии — это глобальные учения
- Свет и тени проекта строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан»
- Кому и для чего нужна Китайская железная дорога?
- Проект строительства транзитной железной дороги из Китая через Кыргызстан вызывает подозрения
- Эксперт предлагает построить железную дорогу Казахстан-Кыргызстан-Таджикистан
- Кубат Рахимов: Проект китайской железной дороги – «прогиб» перед Пекином
- Кубат Рахимов: За 20 лет мы сами могли построить железную дорогу, соединяющую север и юг
- Между «драконом» и «медведем»
- Железнодорожная магистраль север — юг: перспектива развития страны
- Железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан: новый геополитический миф
- Железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан : вопросы без ответов
- Кубат Рахимов: Самый короткий путь из Китая в Фергану и Иран: strabismus et myopia — косоглазие и близорукость
- Концепция строительства транскыргызской железной дороги «Чуй — Фергана»
- Геополитические амбиции Казахстана – проекция через Кыргызстан
- Эксперт: Китай и США совместно выдавливают Россию из Средней Азии
- Быть или добить? Есть ли у СПК перспективы.
- Феномен кочующей столицы
- Место коридора «Север-Юг» в системе транспортных коридоров Евразии
- Шоссе Ташкент-Карачи: российские грузоперевозчики выйдут к Индийскому океану
- Индо-Сибирская железная дорога
- Азиатский козырь России
- Геостратегические трансформации Центральной Евразии
- Куда повернется транспортный вектор Кыргызстана?
- Кубат Рахимов: «Темир жол курулса, кытайлар рак шишиги сымал Жайылып кетет»
- Об экономическом присутствии России в Западном Китае и Центральной Азии: Китайско-киргизская железная дорога
- Brief Blueprint for the Construction of the Trans-Kyrgyzstan Chuy-Fergana railway line
- Краткая концепция строительства транскиргизской железной дороги «Чуй — Фергана»
- СЭЗ в Согдийской области — концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине
- СЭЗ в Согдийской области -концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине (приложения к отчету)
- Концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине
- Мультимодальные операции в рамках транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай»
- Предварительный технико-экономический анализ создания мультимодального коридора через Кыргызстан
- Мультимодальный коридор через Кыргызстан
- Статья «Политэкономия антиденег»
- Ориентация на север («Вечерний Бишкек», 26.06.2012)
- Круглый стол в редакции газеты «Вечерний Бишкек» (20.06.12)
- Интервью К.Рахимова ИА Регнум (06 июня 2012)
- Строительство «коридора развития» Чуй-Фергана — исторический шанс для бизнеса в Киргизии: Кубат Рахимов
- Кубатбек РАХИМОВ: «Кыргызстан – это Европейская Азия, а не задворки СУАР»
- Стенограмма выступления К.Рахимова в Аки Пресс
- Пресс-конференция Кубатбека Рахимова «Железная дорога «Чуй-Фергана» как альтернатива строительству Китайско-Кыргызско-Узбекской железной дороги»
- Интервью Кубата Рахимова ИА REGNUM (1 и 2 части)
- Выход России к Индийскому океану: глобальные перспективы