Министру
транспорта и коммуникаций
Республики Казахстан
Мырзахметову А.И.

Служебная записка

О необходимости разработки новой стратегии развития транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан

 

Уважаемый Аблай Исабекович!

 

Исходя из поставленной задачи проанализировать ситуацию, сложившуюся в части развития транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан сообщаю, что подготовлен доклад, прилагаемый к данной записке. Основные положения доклада изложены ниже:

 

Раздел 1. Успешное развитие Республики Казахстан подтверждается итоговыми показателями экономики за 2001 год, а также рейтингами международных экспертных агентств. В Постановлении Правительства Республики Казахстан №566 от 27.04.2001 «О Концепции развития международных транспортных коридоров Республики Казахстан» и было отражено верное понимание казахстанских экономических и политических интересов, предложена правильная стратегия развития транспортной отрасли РК.

В настоящее время необходимо продолжать работу над «Программой развития транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан» с учетом   скорректированных подходов и адаптации “Программы” к современным условиям.

 

Раздел 2. Невозможность одновременного интенсивного развития всех перспективных международных транспортных коридоров, проходящих через территорию Республики Казахстан, требует выработки иерархии приоритетности их развития в интересах Республики Казахстан. Коридор ТРАСЕКА демонстрирует низкие показатели роста грузоперевозок и соперничает по своей проектной идеологии с коридором «Север-Юг». Актуальная непроработанность киргизской стороной стратегии строительства ККЖД позволяет Казахстану выстроить долговременную стратегию усиления казахстанской роли в ККЖД. Современное состояние сети автодорог Республики Казахстан и складывающаяся ситуация с транзитными автоперевозками требуют формирования новых подходов к организации контрейлерных перевозок с целью удовлетворения спроса со стороны зарубежных автоперевозчиков.

Сложность и многоплановость задач по развитию транзита через Казахстан обусловливают необходимость в новой организационной структуре в рамках МтиК, которая могла бы эффективно решать проблемы как  приоритетности развития транспортных коридоров, так и взаимодействия различных видов транспорта. Иерархия проектов в этой связи видится следующей:

1.   меридиональные транспортные коридоры, связывающие Россию со странами Средней Азии как традиционный и основной источник поступления доходов от транзита;

2.   Северный коридор ТАЖМ и соответствующие автомобильные дороги, внутренние водные пути;

3.   локальные транспортные коридоры с коротким плечом;

4.   другие направления.

 

Раздел 3. Принятие руководством Китайской Народной Республики программы «Сибу Да Кайфа» — стратегии развития 12 западных провинций и районов Китайской Народной Республики. Приоритетность финансирования крупномасштабных проектов на Западе Китая продиктована необходимостью экономического развития слаборазвитых западных регионов и реализации ресурсного потенциала с целью снятия диспропорции экономического развития восточных и западных регионов КНР. Незначительное увеличение грузопотока через переход «Дружба-Алашанькоу» в прошедшие годы обусловлено в числе других причин несостыковкой казахстанских программ развития транзитного грузопотока с китайскими проектами по программе «Западного развития».

Для значительного увеличения грузопотока по Северному коридору ТАЖД следует выделить в отдельное направление деятельности МТиК проект создания  «Китай-Евразия-Европа-сотрудничество»(КЕЕС), также необходимо повысить уровень казахстанско-китайских контактов в рамках участия Республики Казахстан в проектах Западного развития и создать представительство МТиК в «столице Западного Китая» г. Чунцине для координации деятельности казахстанских транспортных организаций в КНР. Максимизация  эффекта по китайскому направлению  достигается путем выделения специальной программы СДКЕТ (Сибу Да Кайфа-Евразия-транзит) .

 

Раздел 4. Следует уйти от проектной конфронтации Транссиба и Северного коридора ТАЖД через совместное развитие (или обозначение такового) Турксиба в качестве разумной альтернативы проекту полимодального коридора из Западной Сибири в КНР через Республику Алтай и как пример успешной экономической интеграции в рамках деятельности ЕврАзЭС и ШОС. Ориентация грузопотоков из Ирана на российский порт Оля и незначительное увеличение грузопотока через порт Актау говорят о необходимости выработки совместно с российской стороной согласованной позиции по развитию мультимодального коридора «Север-Юг» с учетом необходимости развития индийско-иранского транзита через порт Актау. Различные регионы России и среднеазиатские государства демонстрируют разный характер межграничных и транзитных грузопотоков, а также неравномерный уровень промышленного развития.

Необходима разработка стратегической программы развития экономического сотрудничества в транспортной сфере «Кёршiлер-Соседи-Neighbours», которая определит программу действий по каждому из наиболее значимых российских регионов и среднеазиатских государств. Необходимо создание Казахстанской Ассоциации приграничного сотрудничества (КАПС) для организации и ведения деятельности по сближению с казахстанским зарубежьем.

В качестве приоритетных регионов программы «Кёршiлер-Соседи-Neighbours» можно обозначить Республику Узбекистан и некоторые регионы ЮФО, ПФО, УФО, СФО (в том числе и не имеющие границы с Казахстаном, но перспективные для грузоперевозок).

Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан в целях дальнейшего развития независимого внешнеполитического курса государства будет вырабатывать и собственные инициативы по интенсификации развития международного сотрудничества в сфере транспорта как в рамках деятельности международных организаций и развития международных транзитных коридоров, так и в рамках двустороннего международного сотрудничества.

 

На основании вышеизложенного, в случае принятия в той или иной мере предложенных проектов и программ, будет соответствующим образом построена работа по подготовке Плана мероприятий, четко по срокам, причастным, исполнителям и по подрядчикам  расписаны все блоки предложенной схемы для окончательной подготовки Программы развития транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан (июнь 2002), будут выработаны конкретные рекомендации субъектам хозяйствования по увеличению и недопущению снижения доходов от транзитных перевозок, будет системно проводится работа по  разработке и совершенствованию законодательства для обеспечения эффективной деятельности отрасли в данном направлении.

 

Советник                                                       К.Рахимов

Статьи и книги по теме: