В связи с важностью вопроса о выстраивании стратегических отношений между Казахстаном и Кыргызстаном, есть понимание того, что необходимо иметь альтернативную повестку дня, а именно предложить Казахстану ряд прорывных проектов, помимо ранее обсуждавшихся или предложенных во время визита Президента КР в Казахстан в мае 2012 года.
Наличие альтернативной повестки дня позволит обеим сторонам, иметь возможность поднять уровень сотрудничества на более высокий уровень союзнических отношений.
Признавая успехи Казахстана по многим направлениям во внутренней и внешней политике, при всем том, вовлеченность РК в действительно межгосударственные проекты в странах Центральной Азии недостаточна, несмотря на заявления о геополитическом лидерстве в регионе. В нашем понимании, Кыргызстан имеет хорошую возможность предложить казахстанской стороне ряд прорывных проектов, которые позволят реализовать таковые амбиции, не ущемляя суверенитет Кыргызстана при кратном росте инвестиций от Казахстана и/или других стран под эгидой Казахстана.
По сути, это два блока альтернативной стратегии двусторонних отношений – программа реиндустриализации Кыргызстана через создание энергометаллургических кластеров и строительство железной дороги Чуй-Фергана.
Первый блок.
Кыргызстан находится на новом этапе развития, который требует решительных и смелых шагов по изменению структуры народного хозяйства. В первую очередь, речь идет о фактической реиндустриализации страны на базе существующих конкурентных преимуществ. Казахстан проделал достаточно большой отрезок пути по Программе форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР). В данном случае возможно и необходимо говорить об энергометаллургических кластерах, взаимодополняющих экономику обеих стран. Месторождения металлических руд, нефелиновых сиенитов, редкоземельных и цветных металлов требуют не просто серьезных инвестиций в разработку и добычу, но и обуславливают необходимость обогащения руд на местах и выработки готовой продукции. В частности, Казахстан входит в число мировых лидеров по производству меди, алюминия, хрома, цинка, ферросплавов, стали и проката. Наличие у Кыргызстана серьезных гидроэнергетических мощностей вкупе с месторождениями позволяет выйти на создание территориально-промышленных комплексов (кластеров) с высоким уровнем конкурентоспособности на мировом уровне. Налицо возможность создания мощного энергометаллургического кластера по производству алюминия, а также первичного комплекса по черной и цветной металлургии, когда экспортным продуктом Кыргызстана будет не руда, пусть и обогащенная на местных ГОКах, а продукция более высокой степени передела: металл в чушках и метизы.
Отдельным важным проектом можно назвать кластер по редкоземельным металлам, а также проект по газификации бурых и каменных углей с развитием газонефтехимического кластера. Привлечение Казахстана в гидроэнергетические проекты Кыргызстана в аспекте реиндустриализации резко поднимает инвестиционную привлекательность самих энергетических проектов, так как, помимо экспорта электроэнергии и решения водной проблемы, появляется емкий внутренний рынок сбыта электроэнергии. Однако большинство проектов в этой сфере требует наличия разветвленной транспортной инфраструктуры. В первую очередь, речь идет о сети железных дорог, которая, с одной стороны, свяжет Север и Юг Кыргызстана, а с другой – важнейшие элементы вышеуказанных кластеров. Поэтому вопрос реиндустриализации КР в синхронизации с ПФИИР РК тесно связан с блоком строительства железной дороги «Север КР — Юг КР».
Второй блок.
Кыргызстан, имея уникальное географическое положение, при всем том, унаследовал при распаде СССР физическое разделение на Север и Юг. Эта проблема только обострилась за годы независимости. Поэтому решение соединения двух частей страны носит характер судьбоносный и фактически краеугольный, так как нависает угроза распада страны в силу действия ряда внешних и внутренних процессов. Физическое разделение носит характер утилитарный и относительный одновременно. Наличие автомобильных дорог и региональной авиации не снимает главного вопроса – перемещения значимого массива грузов и пассажиров между Севером и Югом КР. Фактически только железная дорога может кардинально исправить ситуацию. Несмотря на достаточно глубокую проработку проекта строительства Китайско-Кыргызско-Узбекской железной дороги, надо прямо указать на ряд серьезных проблем при ее реализации. В первую очередь, это геополитическая. Возможная зависимость от Китая, помимо тактических выигрышей, может быть не просто чреватой, а фатальной при худшем сценарии развития ситуации. Также данный проект вызывает глухое раздражение у традиционных союзников Кыргызстана по ЕврАзЭС и ОДКБ и может оказаться серьезным препятствием при вступлении в Таможенный Союз/Единое Экономическое Пространство России, Казахстана и Беларуси. Поэтому считаем крайне важным обратить внимание на альтернативный китайскому проект строительства железной дороги Чуй-Фергана. Данный проект может послужить прекрасным поводом доказать Казахстану, что он действительно является геополитическим и геоэкономическим лидером в Центральной Евразии.
Данная дорога фактически свяжет четыре из пяти центральноазиатских стран (кроме Туркмении). Формирование Центральноазиатского транспортного кольца (выход на Ферганскую долину по существующей железной дороге через Сары-Агаш/ Келес и далее через Ташкентскую область РУз и Согдийскую область РТ с выходом на три области РУз и Ошскую и Джалалабадскую области КР как Западное полукольцо и новый маршрут по Транскыргызской железной дороге Бишкек- Джалалабад – Ош – Баткен как Восточное полукольцо) фактически позволит снять напряженность в Ферганской долине, где противостояние Узбекистана и Таджикистана достигло критической отметки. А в случае строительства железной дороги Чуй-Фергана (ЖДЧФ) Казахстан и Кыргызстан будут модераторами процессов в Ферганской долине, что значимо поднимет вес обоих стран для крупных геополитических игроков. Это особенно важно для Кыргызстана после 2014 года, когда предполагается, что будут выведены войска коалиции из Афганистана и будет закрыт ЦТП в Манасе. Роль и значение страны для внешних игроков в этом случае неминуемо упадет. Но специфика двух «геополитических коромысел», а именно Чуйской и Ферганской долины, а также Таримской впадины (Кашгарии) и Ферганской долин такова, что Кыргызстан может получить эффект дезинтеграции страны и потери Юга страны де-факто в случае реализации только первого этапа китайского проекта. Строительство китайского варианта неминуемо приведет к потере Кыргызстаном одинаково эффективно влиять на процессы в регионе. Чуйско—Ферганское «коромысло» является, по сути, единственным глобальным геополитическим преимуществом КР. Кыргызстан расположен в обеих долинах, деля Чуйскую с Казахстаном, а Ферганскую — с Узбекистаном и Таджикистаном. «Запирание» региона и собственно рента от товарных и людских потоков всегда была составной частью этноэкономики кыргызов в историко-экономическом разрезе. Привлечение Казахстана как равноправного Китаю игрока, более того, исторического «совладельца» Чуйской долины, потенциально является сильным геополитическим ходом со стороны Кыргызстана.
Торг по «коромыслу» Тарим (Кашгар) – Фергана всегда останется открытым, но, наш взгляд, Кыргызстану данную карту разыгрывать до конца преждевременно во всех отношениях без серьезной поддержки евразийских союзников. Амбиции сегодняшней казахстанской элиты с хорошими собственными финансовыми возможностями и потенциалом привлечения в проект международных инвесторов именно под эгидой Казахстана служат серьезным фактором в обосновании жизнеспособности проекта ЖДЧФ. Несомненно, что данный проект послужит триггером и для России и значимо активизирует инвестиционную активность РФ на взаимовыгодных условиях. Фактически предложение проекта ЖДЧФ можно рассматривать как вклад Кыргызстана при вхождении в ЕЭП и будущий Евразийский Союз.
В любом случае, предложение альтернативных вариантов при одновременном продолжении диалога с КНР по строительству Китайско-Кыргызско-Узбекской железной дороги только прибавит веса Кыргызстану и покажет зрелость кыргызстанских элит в сложных геополитических вопросах. Даже в случае длительных переговоров по теме строительства железной дороги Чуй-Фергана, потенциально можно поменять этапность строительства ККУЖД, а именно настаивать перед китайской стороной на первоначальном этапе соединения Севера и Юга КР, а на втором этапе – собственно выхода к китайской границе. Это позволит снять риски дезинтеграции страны и снимет напряженность в отношениях с союзниками по евразийскому блоку. В этом случае Казахстану будет интересно поучаствовать именно на первом этапе как соинвестору и равноправному с Китаем партнеру.
Реализация первого блока альтернативной повестки «Реиндустриализация КР» невозможна без четкой синхронизации и спряжения с блоком «железная дорога Север КР – Юг КР». Синергетический эффект от реализации обоих блоков позволит осуществить прорыв в социально-экономическом развитии Кыргызстана в ближайшее десятилетие, за счет вывода регионов КР из транспортной ж/д изоляции, и создания проложенной железной дорогой ключевого условия для размещения в них рентабельных производств всех секторов экономики (горнодобывающей, перерабатывающей, сельскохозяйственной и др.). Амбициозные проекты по производству вагонов, тепловозов, рельс и целого списка различной машиностроительной продукции в Казахстане получат реальный рынок сбыта, причем при определенных условиях можно довести совместную долю производителей двух стран до 80-90% в освоении капитальных средств при строительстве железной дороги Чуй-Фергана. ФНБ «Самрук-Казына» и банки второго уровня получат возможность для финансирования крупного инфраструктурного проекта с высоким мультипликативным эффектом и это помимо стратегических выигрышей по реализации горнодобывающих и энергометаллургических проектов.
Таким образом, альтернативная повестка дня позволит говорить о потенциальном прорыве в отношениях двух стран, где геополитические амбиции Казахстана оптимально проецируются на стратегические вызовы Кыргызстана в условиях определения курса на ближайшие десятилетия.
Кубатбек Рахимов, Астана-Минск-Москва — Бишкек
Статьи и книги по теме:
- Казнить нельзя помиловать, или — почему евразийская интеграция буксует по курсу Зюйд-Ост
- «Казтемиртранс» поддержит своих
- Инвесторы ждут решений по «Кумтору»
- Кубат Рахимов: «Уверенность Китая в аншлюсе стран Средней Азии весьма опасна для России»
- Кубат Рахимов: друзья Текебаева из Вашингтона на строительство Камбаратинской ГЭС денег не дадут
- Формирование индийско-иранско-российского пространства экономического сотрудничества
- Кубат РАХИМОВ: Трудовые мигранты — наш золотой Клондайк
- К.Рахимов: Транспортные коридоры Евразии. Казахстан неумолимо сближается с Россией (анализ)
- Рахимов К.К. Будущее транспортных проектов государств ЕврАзЭС: от конкуренции к новому стилю сотрудничества. Доклад на международной конференции «ТрансРоссия-2002» 27.03.2002. // SeaNews. 16.04.2002.
- «2К»: от стратегии выживания к стратегии быстрого роста
- Инвестор подал в международный суд многомиллионный иск на Кыргызстан
- Номинация «Кыргызстан – горнодобывающая страна года» — издевка над инвесторами и налогоплательщиками?
- Местные «вожди» готовятся к распилу денег
- Железнодорожные модели интеграции Центральной Евразии
- О необходимости разработки новой стратегии развития транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан. Служебная записка.
- Россия усиливает военное влияние в Средней Азии через перевооружение Киргизии
- Эксперт: Камбар-Ата 1-ГЭСин саясатчылар курбайт
- Эксперт: Политиканы не должны строить Камбар-Атинскую ГЭС-1
- Кубат Рахимов: Негативные последствия вступления КР в Таможенный союз могут быть использованы для очередного госпереворота
- Эксперты торопят правительство со строительством ГЭС в Кыргызстане
- Кубатбек Рахимов: Страна нуждается в волшебном пенделе для реиндустриализации
- Эксперт: При вступлении в ТС сильным конкурентом Кыргызстана станет Беларусь
- Кубат Рахимов: При вступлении Кыргызстана в ТС больше всего пострадает Казахстан
- Эксперт: Нам не нужны бесполезные гранты
- Отечественных швейников обвинили в нежелании изучать риски при вхождении в ТС
- Легпрому обозначили два пути — разорение или превращение в холдинговую структуру
- «Чтобы не стать «троянским ишаком» для Таможенного Союза…»
- Кыргызстан назвали нужным России для обеспечения ее интересов в регионе
- Эксперт предупредил о возможном нарушении суверенитета при строительстве ККУЖД
- Нужна ли железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан?
- Широкие туннели в проекте железной дороги сочли тактическим ходом Китая
- Кыргызстану не дадут кредит на строительство железнодорожной ветки Китай — Кыргызстан — Узбекистан (ККУЖД) под правительственные гарантии.
- Проект китайской железной дороги назвали поводом проникнуть вглубь континента
- Инфраструктурные проекции геополитики в Центральной Азии. Возвращение России.
- Железнодорожный аншлюс Киргизии Китаем: подробности
- Эксперт: Отработка маршрутов для грузов НАТО в Центральной Евразии — это глобальные учения
- Свет и тени проекта строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан»
- Кому и для чего нужна Китайская железная дорога?
- Проект строительства транзитной железной дороги из Китая через Кыргызстан вызывает подозрения
- Эксперт предлагает построить железную дорогу Казахстан-Кыргызстан-Таджикистан
- Кубат Рахимов: Проект китайской железной дороги – «прогиб» перед Пекином
- Кубат Рахимов: За 20 лет мы сами могли построить железную дорогу, соединяющую север и юг
- Между «драконом» и «медведем»
- Железнодорожная магистраль север — юг: перспектива развития страны
- Железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан: новый геополитический миф
- Железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан : вопросы без ответов
- Кубат Рахимов: Самый короткий путь из Китая в Фергану и Иран: strabismus et myopia — косоглазие и близорукость
- Концепция строительства транскыргызской железной дороги «Чуй — Фергана»
- Геополитические амбиции Казахстана – проекция через Кыргызстан
- Эксперт: Китай и США совместно выдавливают Россию из Средней Азии
- Быть или добить? Есть ли у СПК перспективы.
- Феномен кочующей столицы
- Место коридора «Север-Юг» в системе транспортных коридоров Евразии
- Шоссе Ташкент-Карачи: российские грузоперевозчики выйдут к Индийскому океану
- Индо-Сибирская железная дорога
- Азиатский козырь России
- Геостратегические трансформации Центральной Евразии
- Куда повернется транспортный вектор Кыргызстана?
- Кубат Рахимов: «Темир жол курулса, кытайлар рак шишиги сымал Жайылып кетет»
- Об экономическом присутствии России в Западном Китае и Центральной Азии: Китайско-киргизская железная дорога
- Brief Blueprint for the Construction of the Trans-Kyrgyzstan Chuy-Fergana railway line
- Краткая концепция строительства транскиргизской железной дороги «Чуй — Фергана»
- СЭЗ в Согдийской области — концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине
- СЭЗ в Согдийской области -концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине (приложения к отчету)
- Концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине
- Мультимодальные операции в рамках транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай»
- Предварительный технико-экономический анализ создания мультимодального коридора через Кыргызстан
- Мультимодальный коридор через Кыргызстан
- Статья «Политэкономия антиденег»
- Ориентация на север («Вечерний Бишкек», 26.06.2012)
- Круглый стол в редакции газеты «Вечерний Бишкек» (20.06.12)
- Интервью К.Рахимова ИА Регнум (06 июня 2012)
- Строительство «коридора развития» Чуй-Фергана — исторический шанс для бизнеса в Киргизии: Кубат Рахимов
- Кубатбек РАХИМОВ: «Кыргызстан – это Европейская Азия, а не задворки СУАР»
- Стенограмма выступления К.Рахимова в Аки Пресс
- Пресс-конференция Кубатбека Рахимова «Железная дорога «Чуй-Фергана» как альтернатива строительству Китайско-Кыргызско-Узбекской железной дороги»
- Интервью Кубата Рахимова ИА REGNUM (1 и 2 части)
- Выход России к Индийскому океану: глобальные перспективы