Инвестиционный климат Кыргызстана в текущем году будет во многом зависеть от решения вопросов по разработке «Кумтора».
Игры вокруг соглашения
Визит в Бишкек президента компании «Центерра Голд Инк.» Яна Аткинсона вновь привлек внимание общественности к ситуации вокруг главного инвестиционного объекта страны.
По информации отдела по связям со СМИ «Кумтор Оперейтинг Компани», Ян Аткинсон и премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев согласились, что «Кумтор» имеет большое значение для экономики Кыргызстана, и взяли на себя обязательства «по поиску взаимоприемлемого разрешения существующих проблем и урегулированию разногласий посредством конструктивного диалога с целью продолжения дальнейшей успешной реализации проекта».
Глава «Центерры» подчеркнул важность поиска решения, которое было бы справедливым и отражало бы интересы всех акционеров компании.
Однако комментарии директора Госагентства по геологии и минеральным ресурсам Ишенбая Чунуева показывают политику двойных стандартов, к которым прибегают чиновники. В частности, Чунуев высказал сомнение в правильности ратификации Генсоглашения в парламенте в 2009 году. С такой позицией не согласны в «Кумтор Оперейтинг Компани».
«Депутаты Жогорку Кенеша ряда прошлых созывов настаивали на том, чтобы все соглашения по «Кумтору» на основании статьи 11 Закона «О международных договорах Кыргызской Республики» прошли процедуру ратификации. После серии переговоров и подписания Соглашения о новых условиях по проекту «Кумтор» в 2009 году, по инициативе правительства Кыргызстана Соглашение прошло ратификацию и все внутригосударственные процедуры, на которых настаивали, в том числе и представители высшего законодательного органа страны. «Центерра» и «Кумтор» всегда строго придерживались и придерживаются международных норм и положений законодательства, как Канады, так и Кыргызстана», — отмечается в заявлении инвесторов.
Интенсивное обсуждение ситуации вокруг «Кумтора».
Так свой вариант разрыва соглашения подготовил депутат Исмаил Исаков, по проекту «Кумтор» имеют место соглашения, противоречащие интересам кыргызского народа и государства. В то же время, депутат Жылдызкан Жолдошева высказала точку зрения, что Кыргызстану не следует в одностороннем порядке расторгать соглашение по «Кумтору», а надо идти путем переговоров.
«Кыргызстану не нужно этого делать, потому что соглашение ратифицировано парламентом, утверждено правительством, страна взяла по нему определенные обязательства, все они закреплены законодательно. Нашей стране будет проблематично выиграть возможный судебный процесс ввиду отсутствия опыта. Судебный процесс длительный и затратный, где взять миллионы долларов на оплату судебных издержек и гонорары международных адвокатов?» — отметила депутат от фракции «Ата-Журт».
По мнению международного эксперта Кубата Рахимова, разборки вокруг «Кумтора» очень нужны политикам.
— Несмотря на невероятное количество в Кыргызстане партий и общественных объединений, реальные политические поля для партийных маневров весьма и весьма узкие, — отметил в интервью «Вести.kg» эксперт. — Поэтому сегодня тема «Кумтора» по умолчанию становится джокером. Причем по разным причинам. Одни оппозиционеры спят и видят, как они сами «пилят» денежные потоки национального «Клондайка». Другие — набирают политические очки без особых претензий в части прямой отдачи, однако за счет позиционного торга эти ребята могут либо получить что-то взамен, либо усилить свои позиции на региональном уровне и тому подобное. Так что «кумторовский» джокер беспроигрышный для всех и вся. Более того, он будет долго переходить из рук в руки.
Экономический эксперт Самат Алиев также считает, что за экономическими лозунгами скрываются конкретные политические интересы.
— С осени в стране прогрессирует парламентский кризис, который демонстрирует явную неэффективность принимаемых решений парламентом и правительством в плане развития и реформирования экономики. Отсюда и популистские инициативы наподобие законопроекта по «Кумтору» от Исмаила Исакова. При этом депутаты не спешат отчитываться перед народом о своей проделанной работе. Ведь гораздо выгодней перевести все стрелки на «Кумтор» или устроить в Бишкеке очередной митинг, который распугает оставшихся инвесторов. Но, при этом, представители общественности из Джети-Огузского района выступают против разрыва соглашения с «Кумтором». Может быть, депутатам, прежде чем писать законопроекты, нужно пообщаться с иссык-кульцами, ведь эта их прямая обязанность, — полагает эксперт.
Кому выгодна денонсация?
По мнению Кубата Рахимова, игры вокруг разрыва соглашения могут привести к фактическому обесцениванию акций Кыргызстана в «Центерре Голд Инк.».
— У финансистов есть понятие junk bonds — «мусорные облигации», то есть, акции с очень низким рейтингом и высокими рисками. Кыргызстан на всех парах несется к тому, что весь инвестиционный рейтинг страны будет junk. Фактически попытка «отжать бабла» может привести к тому, что закаленные в битве с кыргызскими властями канадские управленцы сильно не потеряют, акционеры отыграют стоимость, но репутация Кыргызстана перед другими инвесторами весьма сильно пострадает, — подчеркивает эксперт — Кыргызстан останется страной, в которую будет вкладывать только всеядный во всех смыслах Китай.
Эксперт убежден, что если дело «Кумтора» дойдет до международных судов, Госкомиссии, возглавляемой Темиром Сариевым, рассчитывать практически не на что.
— В лучшем случае, кыргызских чиновников может ожидать заключение мирового соглашения, причем не на условиях требований, которые выдвигает Госкомиссия. Здесь верх возьмут канадские условия. А в худшем случае, правительство проиграет суд и придется выплачивать из госбюджета огромные суммы, — говорит эксперт.
Однако, по мнению Кубата Рахимова, эта история может получить следующее развитие событий.
— Я вижу такой сценарий: правительство заложит оставшийся пакет 32,75 процента «Центерры» китайским банкам, те выделят кредит на выплату штрафов и в результате станут собственниками пакета. Либо, уже в период судебных дрязг, всплывет китайский «благодетель», который выкупит на бирже часть акций по самой минимальной стоимости, профинансирует возможные штрафы под залог госпакета акций, выступит с инициативой по разделу активов «Центерры», объявит красивую инвестиционную программу. В результате «Кумтор» станет китайским предприятием. В итоге игра под лозунгами «золото для народа» может привести Кыргызстан к фактической потере самого стратегического актива страны, — резюмирует эксперт.
Безусловно, экспертные прогнозы не являются истиной в последней инстанции. Однако пока экспертам видны явные потери для Кыргызстана от решений Госкомиссии, а выгоды видны только тем, кто эти решения готовил.
Егор Ермаков
http://www.vesti.kg/index.php?option=com_k2&view=item&id=18602&Itemid=79
Статьи и книги по теме:
- Казнить нельзя помиловать, или — почему евразийская интеграция буксует по курсу Зюйд-Ост
- «Казтемиртранс» поддержит своих
- Инвесторы ждут решений по «Кумтору»
- Кубат Рахимов: «Уверенность Китая в аншлюсе стран Средней Азии весьма опасна для России»
- Кубат Рахимов: друзья Текебаева из Вашингтона на строительство Камбаратинской ГЭС денег не дадут
- Формирование индийско-иранско-российского пространства экономического сотрудничества
- Кубат РАХИМОВ: Трудовые мигранты — наш золотой Клондайк
- К.Рахимов: Транспортные коридоры Евразии. Казахстан неумолимо сближается с Россией (анализ)
- Рахимов К.К. Будущее транспортных проектов государств ЕврАзЭС: от конкуренции к новому стилю сотрудничества. Доклад на международной конференции «ТрансРоссия-2002» 27.03.2002. // SeaNews. 16.04.2002.
- «2К»: от стратегии выживания к стратегии быстрого роста
- Инвестор подал в международный суд многомиллионный иск на Кыргызстан
- Номинация «Кыргызстан – горнодобывающая страна года» — издевка над инвесторами и налогоплательщиками?
- Местные «вожди» готовятся к распилу денег
- Железнодорожные модели интеграции Центральной Евразии
- О необходимости разработки новой стратегии развития транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан. Служебная записка.
- Россия усиливает военное влияние в Средней Азии через перевооружение Киргизии
- Эксперт: Камбар-Ата 1-ГЭСин саясатчылар курбайт
- Эксперт: Политиканы не должны строить Камбар-Атинскую ГЭС-1
- Кубат Рахимов: Негативные последствия вступления КР в Таможенный союз могут быть использованы для очередного госпереворота
- Эксперты торопят правительство со строительством ГЭС в Кыргызстане
- Кубатбек Рахимов: Страна нуждается в волшебном пенделе для реиндустриализации
- Эксперт: При вступлении в ТС сильным конкурентом Кыргызстана станет Беларусь
- Кубат Рахимов: При вступлении Кыргызстана в ТС больше всего пострадает Казахстан
- Эксперт: Нам не нужны бесполезные гранты
- Отечественных швейников обвинили в нежелании изучать риски при вхождении в ТС
- Легпрому обозначили два пути — разорение или превращение в холдинговую структуру
- «Чтобы не стать «троянским ишаком» для Таможенного Союза…»
- Кыргызстан назвали нужным России для обеспечения ее интересов в регионе
- Эксперт предупредил о возможном нарушении суверенитета при строительстве ККУЖД
- Нужна ли железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан?
- Широкие туннели в проекте железной дороги сочли тактическим ходом Китая
- Кыргызстану не дадут кредит на строительство железнодорожной ветки Китай — Кыргызстан — Узбекистан (ККУЖД) под правительственные гарантии.
- Проект китайской железной дороги назвали поводом проникнуть вглубь континента
- Инфраструктурные проекции геополитики в Центральной Азии. Возвращение России.
- Железнодорожный аншлюс Киргизии Китаем: подробности
- Эксперт: Отработка маршрутов для грузов НАТО в Центральной Евразии — это глобальные учения
- Свет и тени проекта строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан»
- Кому и для чего нужна Китайская железная дорога?
- Проект строительства транзитной железной дороги из Китая через Кыргызстан вызывает подозрения
- Эксперт предлагает построить железную дорогу Казахстан-Кыргызстан-Таджикистан
- Кубат Рахимов: Проект китайской железной дороги – «прогиб» перед Пекином
- Кубат Рахимов: За 20 лет мы сами могли построить железную дорогу, соединяющую север и юг
- Между «драконом» и «медведем»
- Железнодорожная магистраль север — юг: перспектива развития страны
- Железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан: новый геополитический миф
- Железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан : вопросы без ответов
- Кубат Рахимов: Самый короткий путь из Китая в Фергану и Иран: strabismus et myopia — косоглазие и близорукость
- Концепция строительства транскыргызской железной дороги «Чуй — Фергана»
- Геополитические амбиции Казахстана – проекция через Кыргызстан
- Эксперт: Китай и США совместно выдавливают Россию из Средней Азии
- Быть или добить? Есть ли у СПК перспективы.
- Феномен кочующей столицы
- Место коридора «Север-Юг» в системе транспортных коридоров Евразии
- Шоссе Ташкент-Карачи: российские грузоперевозчики выйдут к Индийскому океану
- Индо-Сибирская железная дорога
- Азиатский козырь России
- Геостратегические трансформации Центральной Евразии
- Куда повернется транспортный вектор Кыргызстана?
- Кубат Рахимов: «Темир жол курулса, кытайлар рак шишиги сымал Жайылып кетет»
- Об экономическом присутствии России в Западном Китае и Центральной Азии: Китайско-киргизская железная дорога
- Brief Blueprint for the Construction of the Trans-Kyrgyzstan Chuy-Fergana railway line
- Краткая концепция строительства транскиргизской железной дороги «Чуй — Фергана»
- СЭЗ в Согдийской области — концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине
- СЭЗ в Согдийской области -концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине (приложения к отчету)
- Концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине
- Мультимодальные операции в рамках транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай»
- Предварительный технико-экономический анализ создания мультимодального коридора через Кыргызстан
- Мультимодальный коридор через Кыргызстан
- Статья «Политэкономия антиденег»
- Ориентация на север («Вечерний Бишкек», 26.06.2012)
- Круглый стол в редакции газеты «Вечерний Бишкек» (20.06.12)
- Интервью К.Рахимова ИА Регнум (06 июня 2012)
- Строительство «коридора развития» Чуй-Фергана — исторический шанс для бизнеса в Киргизии: Кубат Рахимов
- Кубатбек РАХИМОВ: «Кыргызстан – это Европейская Азия, а не задворки СУАР»
- Стенограмма выступления К.Рахимова в Аки Пресс
- Пресс-конференция Кубатбека Рахимова «Железная дорога «Чуй-Фергана» как альтернатива строительству Китайско-Кыргызско-Узбекской железной дороги»
- Интервью Кубата Рахимова ИА REGNUM (1 и 2 части)
- Выход России к Индийскому океану: глобальные перспективы