Эксперт по инфраструктурным проектам Центральной Евразии Кубат РАХИМОВ предлагает в корне изменить привычный взгляд на трудовую миграцию.
Долой стереотипы!
— Что вы предлагаете сделать для улучшения положения мигрантов?
— Экономический смысл трудовой миграции нужно рассматривать на порядок выше, чем он сейчас сложился, как устоявшийся стереотип. Я имею в виду пересмотр ее статусности. В самом понятии “трудовой мигрант” не должно быть ничего оскорбительного и уничижительного. Эти люди — наш золотой Клондайк. Если они уезжают за пределы Кыргызстана и зарабатывают деньги, то по сути являются таким же инвестиционным капиталом, как все остальные. Более того, капитал воспроизводимый, обучаемый и ликвидный, так как его количество при необходимости можно увеличивать и уменьшать.
Как бы грубо ни прозвучало, но стоимость человека можно подсчитать с учетом того, какие вложения в него сделали родители и государство. При соответствующих затратах человека можно обучить любому языку, дать трудовые навыки и знания, что автоматически повышает его стоимость на рынке труда. Также можно оценить его адаптационные возможности, в первую очередь, социокультурного плана. Здесь наши люди на голову выше своих конкурентов из Средней Азии за счет лучшего знания русского языка, гибкости в части адаптации, навыков обучения и тому подобного. Но расслабляться и почивать на лаврах однозначно не стоит.
Если мы хотим развивать экспорт рабочей силы, то пора рассматривать трудовых мигрантов как живой капитал. Если бы наша страна отправляла за рубеж не просто безликую серую массу, а подготовленных работников, то добилась бы максимально эффективного использования человеческого потенциала. Причем упор нужно делать не на высшее образование, которое у нас потеряло доверие и ценность из–за коррумпированности, а на среднее профессиональное.
— Хорошо. А как же риск со временем растерять население?
— А вот здесь бабушка надвое сказала. Какая–то часть мигрантов, конечно, останется за рубежом. Но, как показывает практика, большинство все равно возвращаются домой. Они не воспринимают Россию как новую родину. Ими движет желание не обрести новое гражданство, а заработать денег, чтобы по возвращении построить дом, завести хозяйство.
Нужно учесть один важный момент, который обычно не берут в расчет, — отправленный человеческий капитал возвращается с существенной прибавкой. Ведь за время пребывания за рубежом люди получают дополнительные навыки и специальности, гораздо лучше знают русский язык. Они уже более уверенно чувствуют себя на рынке труда и выступают по отношению к Кыргызстану как инвесторы: приобретают недвижимость или дают родственникам деньги в рост, чтобы те могли открыть какой–то бизнес.
Подсчетом этой выгоды у нас никто не занимался. Все считают только прямые денежные поступления.
Принцип Парето
— А правда, что конкуренция на рынке труда России начинает принимать более жесткий характер и этнический окрас?
— У кыргызстанцев всегда были свои определенные ниши, а также преимущественные права на получение гражданства в России. В последнее время за счет своей массовости трудовые мигранты из Узбекистана и Таджикистана предпринимают попытки вытеснить их из традиционных сфер. Получается, что свои внутренние и региональные социально–экономические и этнические проблемы мы спроецировали на рынок труда России.
Это еще одна из причин, по которой мы должны развивать свое преимущество и занять более высокооплачиваемую нишу. А для этого требуется повышать степень квалификации и социальной адаптации работников, уровень владения русским языком. Словом, предлагать более дорогой и качественный “товар”, иначе нас задавят массой. Наибольшие перспективы обещает индустриальный сегмент — промышленность и сельское хозяйство. Россия сейчас на подъеме, и этим моментом нужно воспользоваться. Тем более что выгода в данном случае обоюдная. Зачем им привлекать людей из Китая или Вьетнама, если мы сами к ним едем?
Целенаправленная подготовка трудовых кадров воздастся сторицей, и общая картина сразу повернется на 180 градусов. Раз мы говорим, что мигранты — это наш экспортный капитал, инвестированный в Россию, то мы уже вовсе не бедная и отсталая страна. У Кыргызстана должна быть национальная программа по использованию своей рабочей силы на территории России или в более широкой перспективе в странах Таможенного союза. Задача на будущее — обойти Таджикистан, Украину и Узбекистан по объемам денежных переводов мигрантов.
Убежден, что в том числе и таким образом мы сможем вытянуть нашу экономику. Принцип Парето никто не отменял: 20 процентов усилий дает 80 процентов результата. В нашем случае принцип работает так: давайте всемерно помогать трудовым мигрантам, и всем воздастся. Нужно лишь относиться к согражданам с большим уважением, чтобы они чувствовали свое достоинство и поддержку родного государства и общества.
Максим ЦОЙ
Источник — Вечерний Бишкек
Статьи и книги по теме:
- Казнить нельзя помиловать, или — почему евразийская интеграция буксует по курсу Зюйд-Ост
- «Казтемиртранс» поддержит своих
- Инвесторы ждут решений по «Кумтору»
- Кубат Рахимов: «Уверенность Китая в аншлюсе стран Средней Азии весьма опасна для России»
- Кубат Рахимов: друзья Текебаева из Вашингтона на строительство Камбаратинской ГЭС денег не дадут
- Формирование индийско-иранско-российского пространства экономического сотрудничества
- Кубат РАХИМОВ: Трудовые мигранты — наш золотой Клондайк
- К.Рахимов: Транспортные коридоры Евразии. Казахстан неумолимо сближается с Россией (анализ)
- Рахимов К.К. Будущее транспортных проектов государств ЕврАзЭС: от конкуренции к новому стилю сотрудничества. Доклад на международной конференции «ТрансРоссия-2002» 27.03.2002. // SeaNews. 16.04.2002.
- «2К»: от стратегии выживания к стратегии быстрого роста
- Инвестор подал в международный суд многомиллионный иск на Кыргызстан
- Номинация «Кыргызстан – горнодобывающая страна года» — издевка над инвесторами и налогоплательщиками?
- Местные «вожди» готовятся к распилу денег
- Железнодорожные модели интеграции Центральной Евразии
- О необходимости разработки новой стратегии развития транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан. Служебная записка.
- Россия усиливает военное влияние в Средней Азии через перевооружение Киргизии
- Эксперт: Камбар-Ата 1-ГЭСин саясатчылар курбайт
- Эксперт: Политиканы не должны строить Камбар-Атинскую ГЭС-1
- Кубат Рахимов: Негативные последствия вступления КР в Таможенный союз могут быть использованы для очередного госпереворота
- Эксперты торопят правительство со строительством ГЭС в Кыргызстане
- Кубатбек Рахимов: Страна нуждается в волшебном пенделе для реиндустриализации
- Эксперт: При вступлении в ТС сильным конкурентом Кыргызстана станет Беларусь
- Кубат Рахимов: При вступлении Кыргызстана в ТС больше всего пострадает Казахстан
- Эксперт: Нам не нужны бесполезные гранты
- Отечественных швейников обвинили в нежелании изучать риски при вхождении в ТС
- Легпрому обозначили два пути — разорение или превращение в холдинговую структуру
- «Чтобы не стать «троянским ишаком» для Таможенного Союза…»
- Кыргызстан назвали нужным России для обеспечения ее интересов в регионе
- Эксперт предупредил о возможном нарушении суверенитета при строительстве ККУЖД
- Нужна ли железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан?
- Широкие туннели в проекте железной дороги сочли тактическим ходом Китая
- Кыргызстану не дадут кредит на строительство железнодорожной ветки Китай — Кыргызстан — Узбекистан (ККУЖД) под правительственные гарантии.
- Проект китайской железной дороги назвали поводом проникнуть вглубь континента
- Инфраструктурные проекции геополитики в Центральной Азии. Возвращение России.
- Железнодорожный аншлюс Киргизии Китаем: подробности
- Эксперт: Отработка маршрутов для грузов НАТО в Центральной Евразии — это глобальные учения
- Свет и тени проекта строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан»
- Кому и для чего нужна Китайская железная дорога?
- Проект строительства транзитной железной дороги из Китая через Кыргызстан вызывает подозрения
- Эксперт предлагает построить железную дорогу Казахстан-Кыргызстан-Таджикистан
- Кубат Рахимов: Проект китайской железной дороги – «прогиб» перед Пекином
- Кубат Рахимов: За 20 лет мы сами могли построить железную дорогу, соединяющую север и юг
- Между «драконом» и «медведем»
- Железнодорожная магистраль север — юг: перспектива развития страны
- Железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан: новый геополитический миф
- Железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан : вопросы без ответов
- Кубат Рахимов: Самый короткий путь из Китая в Фергану и Иран: strabismus et myopia — косоглазие и близорукость
- Концепция строительства транскыргызской железной дороги «Чуй — Фергана»
- Геополитические амбиции Казахстана – проекция через Кыргызстан
- Эксперт: Китай и США совместно выдавливают Россию из Средней Азии
- Быть или добить? Есть ли у СПК перспективы.
- Феномен кочующей столицы
- Место коридора «Север-Юг» в системе транспортных коридоров Евразии
- Шоссе Ташкент-Карачи: российские грузоперевозчики выйдут к Индийскому океану
- Индо-Сибирская железная дорога
- Азиатский козырь России
- Геостратегические трансформации Центральной Евразии
- Куда повернется транспортный вектор Кыргызстана?
- Кубат Рахимов: «Темир жол курулса, кытайлар рак шишиги сымал Жайылып кетет»
- Об экономическом присутствии России в Западном Китае и Центральной Азии: Китайско-киргизская железная дорога
- Brief Blueprint for the Construction of the Trans-Kyrgyzstan Chuy-Fergana railway line
- Краткая концепция строительства транскиргизской железной дороги «Чуй — Фергана»
- СЭЗ в Согдийской области — концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине
- СЭЗ в Согдийской области -концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине (приложения к отчету)
- Концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине
- Мультимодальные операции в рамках транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай»
- Предварительный технико-экономический анализ создания мультимодального коридора через Кыргызстан
- Мультимодальный коридор через Кыргызстан
- Статья «Политэкономия антиденег»
- Ориентация на север («Вечерний Бишкек», 26.06.2012)
- Круглый стол в редакции газеты «Вечерний Бишкек» (20.06.12)
- Интервью К.Рахимова ИА Регнум (06 июня 2012)
- Строительство «коридора развития» Чуй-Фергана — исторический шанс для бизнеса в Киргизии: Кубат Рахимов
- Кубатбек РАХИМОВ: «Кыргызстан – это Европейская Азия, а не задворки СУАР»
- Стенограмма выступления К.Рахимова в Аки Пресс
- Пресс-конференция Кубатбека Рахимова «Железная дорога «Чуй-Фергана» как альтернатива строительству Китайско-Кыргызско-Узбекской железной дороги»
- Интервью Кубата Рахимова ИА REGNUM (1 и 2 части)
- Выход России к Индийскому океану: глобальные перспективы