Министру
транспорта и коммуникаций
Республики Казахстан
Мырзахметову А.И.
Служебная записка
О необходимости разработки новой стратегии развития транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан
Уважаемый Аблай Исабекович!
Исходя из поставленной задачи проанализировать ситуацию, сложившуюся в части развития транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан сообщаю, что подготовлен доклад, прилагаемый к данной записке. Основные положения доклада изложены ниже:
Раздел 1. Успешное развитие Республики Казахстан подтверждается итоговыми показателями экономики за 2001 год, а также рейтингами международных экспертных агентств. В Постановлении Правительства Республики Казахстан №566 от 27.04.2001 «О Концепции развития международных транспортных коридоров Республики Казахстан» и было отражено верное понимание казахстанских экономических и политических интересов, предложена правильная стратегия развития транспортной отрасли РК.
В настоящее время необходимо продолжать работу над «Программой развития транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан» с учетом скорректированных подходов и адаптации “Программы” к современным условиям.
Раздел 2. Невозможность одновременного интенсивного развития всех перспективных международных транспортных коридоров, проходящих через территорию Республики Казахстан, требует выработки иерархии приоритетности их развития в интересах Республики Казахстан. Коридор ТРАСЕКА демонстрирует низкие показатели роста грузоперевозок и соперничает по своей проектной идеологии с коридором «Север-Юг». Актуальная непроработанность киргизской стороной стратегии строительства ККЖД позволяет Казахстану выстроить долговременную стратегию усиления казахстанской роли в ККЖД. Современное состояние сети автодорог Республики Казахстан и складывающаяся ситуация с транзитными автоперевозками требуют формирования новых подходов к организации контрейлерных перевозок с целью удовлетворения спроса со стороны зарубежных автоперевозчиков.
Сложность и многоплановость задач по развитию транзита через Казахстан обусловливают необходимость в новой организационной структуре в рамках МтиК, которая могла бы эффективно решать проблемы как приоритетности развития транспортных коридоров, так и взаимодействия различных видов транспорта. Иерархия проектов в этой связи видится следующей:
1. меридиональные транспортные коридоры, связывающие Россию со странами Средней Азии как традиционный и основной источник поступления доходов от транзита;
2. Северный коридор ТАЖМ и соответствующие автомобильные дороги, внутренние водные пути;
3. локальные транспортные коридоры с коротким плечом;
4. другие направления.
Раздел 3. Принятие руководством Китайской Народной Республики программы «Сибу Да Кайфа» — стратегии развития 12 западных провинций и районов Китайской Народной Республики. Приоритетность финансирования крупномасштабных проектов на Западе Китая продиктована необходимостью экономического развития слаборазвитых западных регионов и реализации ресурсного потенциала с целью снятия диспропорции экономического развития восточных и западных регионов КНР. Незначительное увеличение грузопотока через переход «Дружба-Алашанькоу» в прошедшие годы обусловлено в числе других причин несостыковкой казахстанских программ развития транзитного грузопотока с китайскими проектами по программе «Западного развития».
Для значительного увеличения грузопотока по Северному коридору ТАЖД следует выделить в отдельное направление деятельности МТиК проект создания «Китай-Евразия-Европа-сотрудничество»(КЕЕС), также необходимо повысить уровень казахстанско-китайских контактов в рамках участия Республики Казахстан в проектах Западного развития и создать представительство МТиК в «столице Западного Китая» г. Чунцине для координации деятельности казахстанских транспортных организаций в КНР. Максимизация эффекта по китайскому направлению достигается путем выделения специальной программы СДКЕТ (Сибу Да Кайфа-Евразия-транзит) .
Раздел 4. Следует уйти от проектной конфронтации Транссиба и Северного коридора ТАЖД через совместное развитие (или обозначение такового) Турксиба в качестве разумной альтернативы проекту полимодального коридора из Западной Сибири в КНР через Республику Алтай и как пример успешной экономической интеграции в рамках деятельности ЕврАзЭС и ШОС. Ориентация грузопотоков из Ирана на российский порт Оля и незначительное увеличение грузопотока через порт Актау говорят о необходимости выработки совместно с российской стороной согласованной позиции по развитию мультимодального коридора «Север-Юг» с учетом необходимости развития индийско-иранского транзита через порт Актау. Различные регионы России и среднеазиатские государства демонстрируют разный характер межграничных и транзитных грузопотоков, а также неравномерный уровень промышленного развития.
Необходима разработка стратегической программы развития экономического сотрудничества в транспортной сфере «Кёршiлер-Соседи-Neighbours», которая определит программу действий по каждому из наиболее значимых российских регионов и среднеазиатских государств. Необходимо создание Казахстанской Ассоциации приграничного сотрудничества (КАПС) для организации и ведения деятельности по сближению с казахстанским зарубежьем.
В качестве приоритетных регионов программы «Кёршiлер-Соседи-Neighbours» можно обозначить Республику Узбекистан и некоторые регионы ЮФО, ПФО, УФО, СФО (в том числе и не имеющие границы с Казахстаном, но перспективные для грузоперевозок).
Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан в целях дальнейшего развития независимого внешнеполитического курса государства будет вырабатывать и собственные инициативы по интенсификации развития международного сотрудничества в сфере транспорта как в рамках деятельности международных организаций и развития международных транзитных коридоров, так и в рамках двустороннего международного сотрудничества.
На основании вышеизложенного, в случае принятия в той или иной мере предложенных проектов и программ, будет соответствующим образом построена работа по подготовке Плана мероприятий, четко по срокам, причастным, исполнителям и по подрядчикам расписаны все блоки предложенной схемы для окончательной подготовки Программы развития транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан (июнь 2002), будут выработаны конкретные рекомендации субъектам хозяйствования по увеличению и недопущению снижения доходов от транзитных перевозок, будет системно проводится работа по разработке и совершенствованию законодательства для обеспечения эффективной деятельности отрасли в данном направлении.
Советник К.Рахимов
Статьи и книги по теме:
- Казнить нельзя помиловать, или — почему евразийская интеграция буксует по курсу Зюйд-Ост
- «Казтемиртранс» поддержит своих
- Инвесторы ждут решений по «Кумтору»
- Кубат Рахимов: «Уверенность Китая в аншлюсе стран Средней Азии весьма опасна для России»
- Кубат Рахимов: друзья Текебаева из Вашингтона на строительство Камбаратинской ГЭС денег не дадут
- Формирование индийско-иранско-российского пространства экономического сотрудничества
- Кубат РАХИМОВ: Трудовые мигранты — наш золотой Клондайк
- К.Рахимов: Транспортные коридоры Евразии. Казахстан неумолимо сближается с Россией (анализ)
- Рахимов К.К. Будущее транспортных проектов государств ЕврАзЭС: от конкуренции к новому стилю сотрудничества. Доклад на международной конференции «ТрансРоссия-2002» 27.03.2002. // SeaNews. 16.04.2002.
- «2К»: от стратегии выживания к стратегии быстрого роста
- Инвестор подал в международный суд многомиллионный иск на Кыргызстан
- Номинация «Кыргызстан – горнодобывающая страна года» — издевка над инвесторами и налогоплательщиками?
- Местные «вожди» готовятся к распилу денег
- Железнодорожные модели интеграции Центральной Евразии
- О необходимости разработки новой стратегии развития транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан. Служебная записка.
- Россия усиливает военное влияние в Средней Азии через перевооружение Киргизии
- Эксперт: Камбар-Ата 1-ГЭСин саясатчылар курбайт
- Эксперт: Политиканы не должны строить Камбар-Атинскую ГЭС-1
- Кубат Рахимов: Негативные последствия вступления КР в Таможенный союз могут быть использованы для очередного госпереворота
- Эксперты торопят правительство со строительством ГЭС в Кыргызстане
- Кубатбек Рахимов: Страна нуждается в волшебном пенделе для реиндустриализации
- Эксперт: При вступлении в ТС сильным конкурентом Кыргызстана станет Беларусь
- Кубат Рахимов: При вступлении Кыргызстана в ТС больше всего пострадает Казахстан
- Эксперт: Нам не нужны бесполезные гранты
- Отечественных швейников обвинили в нежелании изучать риски при вхождении в ТС
- Легпрому обозначили два пути — разорение или превращение в холдинговую структуру
- «Чтобы не стать «троянским ишаком» для Таможенного Союза…»
- Кыргызстан назвали нужным России для обеспечения ее интересов в регионе
- Эксперт предупредил о возможном нарушении суверенитета при строительстве ККУЖД
- Нужна ли железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан?
- Широкие туннели в проекте железной дороги сочли тактическим ходом Китая
- Кыргызстану не дадут кредит на строительство железнодорожной ветки Китай — Кыргызстан — Узбекистан (ККУЖД) под правительственные гарантии.
- Проект китайской железной дороги назвали поводом проникнуть вглубь континента
- Инфраструктурные проекции геополитики в Центральной Азии. Возвращение России.
- Железнодорожный аншлюс Киргизии Китаем: подробности
- Эксперт: Отработка маршрутов для грузов НАТО в Центральной Евразии — это глобальные учения
- Свет и тени проекта строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан»
- Кому и для чего нужна Китайская железная дорога?
- Проект строительства транзитной железной дороги из Китая через Кыргызстан вызывает подозрения
- Эксперт предлагает построить железную дорогу Казахстан-Кыргызстан-Таджикистан
- Кубат Рахимов: Проект китайской железной дороги – «прогиб» перед Пекином
- Кубат Рахимов: За 20 лет мы сами могли построить железную дорогу, соединяющую север и юг
- Между «драконом» и «медведем»
- Железнодорожная магистраль север — юг: перспектива развития страны
- Железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан: новый геополитический миф
- Железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан : вопросы без ответов
- Кубат Рахимов: Самый короткий путь из Китая в Фергану и Иран: strabismus et myopia — косоглазие и близорукость
- Концепция строительства транскыргызской железной дороги «Чуй — Фергана»
- Геополитические амбиции Казахстана – проекция через Кыргызстан
- Эксперт: Китай и США совместно выдавливают Россию из Средней Азии
- Быть или добить? Есть ли у СПК перспективы.
- Феномен кочующей столицы
- Место коридора «Север-Юг» в системе транспортных коридоров Евразии
- Шоссе Ташкент-Карачи: российские грузоперевозчики выйдут к Индийскому океану
- Индо-Сибирская железная дорога
- Азиатский козырь России
- Геостратегические трансформации Центральной Евразии
- Куда повернется транспортный вектор Кыргызстана?
- Кубат Рахимов: «Темир жол курулса, кытайлар рак шишиги сымал Жайылып кетет»
- Об экономическом присутствии России в Западном Китае и Центральной Азии: Китайско-киргизская железная дорога
- Brief Blueprint for the Construction of the Trans-Kyrgyzstan Chuy-Fergana railway line
- Краткая концепция строительства транскиргизской железной дороги «Чуй — Фергана»
- СЭЗ в Согдийской области — концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине
- СЭЗ в Согдийской области -концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине (приложения к отчету)
- Концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине
- Мультимодальные операции в рамках транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай»
- Предварительный технико-экономический анализ создания мультимодального коридора через Кыргызстан
- Мультимодальный коридор через Кыргызстан
- Статья «Политэкономия антиденег»
- Ориентация на север («Вечерний Бишкек», 26.06.2012)
- Круглый стол в редакции газеты «Вечерний Бишкек» (20.06.12)
- Интервью К.Рахимова ИА Регнум (06 июня 2012)
- Строительство «коридора развития» Чуй-Фергана — исторический шанс для бизнеса в Киргизии: Кубат Рахимов
- Кубатбек РАХИМОВ: «Кыргызстан – это Европейская Азия, а не задворки СУАР»
- Стенограмма выступления К.Рахимова в Аки Пресс
- Пресс-конференция Кубатбека Рахимова «Железная дорога «Чуй-Фергана» как альтернатива строительству Китайско-Кыргызско-Узбекской железной дороги»
- Интервью Кубата Рахимова ИА REGNUM (1 и 2 части)
- Выход России к Индийскому океану: глобальные перспективы