Данный материал отчасти построен на тезисах несостоявшегося доклада автора на парламентских слушаниях в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики (КР) по вопросу обсуждения Дорожной карты (ДК) по вступлению КР в Таможенный Союз (ТС).
Нам необходимо посмотреть на проблему под разными углами и, самое главное, с разных позиций. То есть при обсуждении потенциального вступления Киргизии и Таджикистана в Таможенный Союз РФ/РК/РБ страны-кандидаты почему-то не говорят о рисках своего вступления для участников ТС, а только обсуждают свои выгоды и проигрыши без комплексной оценки обоюдного влияния.
Особенно интересно наблюдать дискуссии в Кыргызстане – «островке демократии», как его любил называть Аскар Акаев. В общем-то вполне нормально, когда экспертное сообщество и истеблишмент оценивают свои локальные риски и выигрыши. Другое дело, что многих и многих насторожил факт закрытого обсуждения так называемой Дорожной карты по вступлению КР в ТС.
В моем понимании ДК КР ТС ущербна изначально, так как писалась в стиле «писем из Простоквашино», когда мальчик со странным именем дядя Федор описывал свое пребывание в деревне, а письмо продолжили не менее странные кот и пес – Матроскин и Шарик соответственно. То есть проблемы кота и собаки продолжили текст мальчика и, естественно, это ввергло в шок читателей письма. В данном случае есть несколько принципиальных ошибок при подготовке столь серьезного документа, который должен быть одобрен киргизской стороной в конце мая. Первая – документ не носит характер концептуальный, в нем много избыточной информации и ссылок на законодательство и НПА. Вторая ошибка – наиглавнейший вопрос делимитации и демаркации границ КР с сопредельными Узбекистаном и Таджикистаном отодвинут каким-то …надцатым пунктом! То есть это либо злой умысел, либо глубочайшее недомыслие и непонимание истинной картины мира в Средней Азии! Отсутствие полноценно администрируемой границы Киргизии просто-напросто дезавуирует саму идею Таможенного Союза! Как можно говорить о Таможенном Союзе при наличии огромной пограничной дыры и спорных территорий! Пока не будет проведена полноценная делимитация и демаркация границ КР с сопредельными странами, которые пока не вступают в те или иные интеграционные объединения по курсу норд-вест, говорить о таможенном администрировании на юге Киргизии глупо и преступно.
Возникает ощущение, что кураторы с российской стороны, а именно Шувалов, Бельянинов, Валовая и другие персоны просто хотят выполнить поручение Путина, не оценивая всех рисков для России и Казахстана. Волка сложно сделать вегетарианцем, как ни уговаривай. Киргизские элиты привыкли мыслить короткими и понятными им промежутками времени, а также конкретными бюджетами потенциального распила. В данном случае есть еще один важный момент, плохо понимаемый в Москве и Астане. Благие намерения и романтизм президента КР Атамбаева может обернутся для него и оборотной стороной, а именно детонацией третьей революции в Кыргызстане. А это возможно и в случае не-вступления, и в случае вступления КР в ТС. Причем вступление более чревато в этом случае без учёта всех аспектов социально-экономического дисбаланса. Третья ошибка – Киргизию надо готовить к бенчмарку не Таможенного Союза, а к требованиям будущего Единого Экономического Пространства, иначе она будет вечным аутсайдером в гонке евразийской интеграции. Особенно это важно в двух аспектах:
1) КР является парламентской республикой и все процедуры вхождения в какие-либо интеграционные объединения и тем более внесение изменений в действующее законодательство требует очень больших затрат нервов, времени и, конечно же, денежных средств;
2) вступление Казахстана и Беларуси в ВТО, а также обязательства РФ перед ВТО так или иначе будут влиять на снижение среднего таможенного тарифа в ТС, что во многом нивелирует значение сегодняшнего вступления Киргизии в столь специфическое экономическое объединение, которое регулирует, по сути, два аспекта – таможенный тариф как таковой и технический регламент как нетарифный инструмент.
А вот интеграционное объединение высшего порядка, коим и является будущий Евразийский экономический союз, требует уже совершенно иных усилий от сегодняшних властей КР. Понятно, что с сегодняшних позиций КР это кажется чем-то неосуществимым и фантастическим, но это один из возможных честных вариантов.
То есть, в моем понимании, нынешняя Дорожная карта по вступлению КР в ТС носит характер более вредный и деструктивный, чем это кажется! Ибо консервирует иждивенческий характер сегодняшнего киргизского истеблишмента, который в предстоящем вступлении в «уходящий» ТС видит лишь решение своих краткосрочных и, извините, шкурных интересов, с одной стороны, а также лишает возможности некого долгосрочного стратегического сценария развития страны – с другой. Достижение некого промежуточного состояния в условиях хрупкого политического равновесия в КР может обернутся неприятностями против нынешней властной элиты, которая, по крайней мере, извините, не самая пошлая и тем более в целом лояльная в отношении России и Казахстана. Один только вывод американской военной базы из аэропорта Манас чего стоит! Многие об этом как-то быстро позабыли, а зря. Тут цена вопроса для страны была достаточно высокой, учитывая скромные показатели ВВП и уровня доходов населения Киргизии. Тем более в тот момент была непростая политическая ситуация и не так просто было принять решение и следовать ему.
Поэтому у многих сторонников евразийской интеграции в самой Киргизии налицо когнитивный диссонанс. С одной стороны, вроде как идет процесс вступления КР в ТС, но смущает то, что этим вступлением занимаются министры-капиталисты, ранее заработавшие на грантах и кредитах Запада и Китая. С другой стороны, вся эта возня с закрытым обсуждением Дорожной карты по вступлению КР в ТС привела к тому, что и сторонники перестают доверять как местной власти, формально декларирующей интеграционные намерения, так и к российской стороне, достаточно неуклюже ведущей информационно-просветительскую политику по разъяснению преимуществ членства КР в ТС. А на самом деле, нужно просто обозначить не промежуточные, а конечные, долгосрочные ориентиры, которые позволяют более системно и глубоко выставлять контраргументы противникам евразийской интеграции.
Не вдаваясь в детали дискуссий по данной Дорожной карте, с которыми можно ознакомиться в открытой прессе и по материалам различных конференций по тематике вступления КР в ТС, повторю свой главный тезис – ни России, ни Казахстану, ни Белоруссии не нужен такой слабый квази-союзник, как сегодняшний Кыргызстан. «Тройке» нужен зрелый и ответственный партнер, который изначально идет к стандартам и параметрам интеграционного объединения более высокого уровня, то есть будущего Евразийского экономического союза. И это может произойти не ранее 2017 года, так как для выполнения всех необходимых требований без изъятий и исключений требуется время и весьма серьезные усилия партнеров по подтягиванию КР до нужного уровня. И эти усилия должны носить характер институциональной поддержки, а не прямого финансирования, которое, увы, уйдет как вода в песок.
Есть сценарий, о котором мы говорили не так давно – Киргизия и Таджикистан получают особый статус ассоциированных членов Таможенного Союза на переходный период, с определенными преференциями во взаимной торговле и т.п., и т.д. Одновременно создается так называемый Евразийский Пограничный Союз, в котором Россия и Казахстан получают право на совместную охрану границ КР и РТ с сопредельными странами, обеспечивают модернизацию пограничной и таможенной инфраструктуры (как говорится, эти службы в родстве и успешно дополняют друг друга), борются с контрабандой, незаконным оборотом наркотиков, оружия и т.д.
Вопрос безопасности южных рубежей более актуален, нежели просто банальное таможенное администрирование на этих южных и восточных рубежах. К тому же ЕПС сможет решить проблему делимитации и демаркации границ КР и РТ, а также КР и РУз. Кстати, совсем не исключаю вступления в такой Евразийский пограничный союз и самого Узбекистана в условиях меняющейся обстановки в Афганистане и вывода большей части контингента антиталибской коалиции.
Сохранение особого статуса ассоциированного членства в ТС будет мотивировать властные элиты обеих стран на достижение параметров более высокого уровня евразийской интеграции при одновременном реформировании экономики.
На мой взгляд, инструменты Таможенного Союза являются совершенно недостаточными стимулами для глубокого реформирования экономик Киргизии и Таджикистана. Одними лишь техническими регламентами и таможенными барьерами мы не сможем запустить механизм той же реиндустриализации или подъёма сельского хозяйства. Тут уже требуется более глубокая, системная и комплексная работа. Более того, поспешная интеграция двух слабых экономик в Таможенный Союз при условии, что уже будет функционировать ЕАС, может привести к подрыву самой идеи разноскоростной интеграции. К тому же очень важен вопрос реиндустриализации и Киргизии, и Таджикистана – увы, без этого будет очень сложно говорить о взаимодополнении экономик внутри ЕАС. Поэтому сейчас важно не совершить ошибок, будучи в состоянии уверовавших в правоту только одного лобового сценария интеграции двух среднеазиатских республик.
Кубат Рахимов — независимый эксперт по инфраструктурным проектам Центральной Евразии
Статьи и книги по теме:
- Казнить нельзя помиловать, или — почему евразийская интеграция буксует по курсу Зюйд-Ост
- «Казтемиртранс» поддержит своих
- Инвесторы ждут решений по «Кумтору»
- Кубат Рахимов: «Уверенность Китая в аншлюсе стран Средней Азии весьма опасна для России»
- Кубат Рахимов: друзья Текебаева из Вашингтона на строительство Камбаратинской ГЭС денег не дадут
- Формирование индийско-иранско-российского пространства экономического сотрудничества
- Кубат РАХИМОВ: Трудовые мигранты — наш золотой Клондайк
- К.Рахимов: Транспортные коридоры Евразии. Казахстан неумолимо сближается с Россией (анализ)
- Рахимов К.К. Будущее транспортных проектов государств ЕврАзЭС: от конкуренции к новому стилю сотрудничества. Доклад на международной конференции «ТрансРоссия-2002» 27.03.2002. // SeaNews. 16.04.2002.
- «2К»: от стратегии выживания к стратегии быстрого роста
- Инвестор подал в международный суд многомиллионный иск на Кыргызстан
- Номинация «Кыргызстан – горнодобывающая страна года» — издевка над инвесторами и налогоплательщиками?
- Местные «вожди» готовятся к распилу денег
- Железнодорожные модели интеграции Центральной Евразии
- О необходимости разработки новой стратегии развития транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан. Служебная записка.
- Россия усиливает военное влияние в Средней Азии через перевооружение Киргизии
- Эксперт: Камбар-Ата 1-ГЭСин саясатчылар курбайт
- Эксперт: Политиканы не должны строить Камбар-Атинскую ГЭС-1
- Кубат Рахимов: Негативные последствия вступления КР в Таможенный союз могут быть использованы для очередного госпереворота
- Эксперты торопят правительство со строительством ГЭС в Кыргызстане
- Кубатбек Рахимов: Страна нуждается в волшебном пенделе для реиндустриализации
- Эксперт: При вступлении в ТС сильным конкурентом Кыргызстана станет Беларусь
- Кубат Рахимов: При вступлении Кыргызстана в ТС больше всего пострадает Казахстан
- Эксперт: Нам не нужны бесполезные гранты
- Отечественных швейников обвинили в нежелании изучать риски при вхождении в ТС
- Легпрому обозначили два пути — разорение или превращение в холдинговую структуру
- «Чтобы не стать «троянским ишаком» для Таможенного Союза…»
- Кыргызстан назвали нужным России для обеспечения ее интересов в регионе
- Эксперт предупредил о возможном нарушении суверенитета при строительстве ККУЖД
- Нужна ли железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан?
- Широкие туннели в проекте железной дороги сочли тактическим ходом Китая
- Кыргызстану не дадут кредит на строительство железнодорожной ветки Китай — Кыргызстан — Узбекистан (ККУЖД) под правительственные гарантии.
- Проект китайской железной дороги назвали поводом проникнуть вглубь континента
- Инфраструктурные проекции геополитики в Центральной Азии. Возвращение России.
- Железнодорожный аншлюс Киргизии Китаем: подробности
- Эксперт: Отработка маршрутов для грузов НАТО в Центральной Евразии — это глобальные учения
- Свет и тени проекта строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан»
- Кому и для чего нужна Китайская железная дорога?
- Проект строительства транзитной железной дороги из Китая через Кыргызстан вызывает подозрения
- Эксперт предлагает построить железную дорогу Казахстан-Кыргызстан-Таджикистан
- Кубат Рахимов: Проект китайской железной дороги – «прогиб» перед Пекином
- Кубат Рахимов: За 20 лет мы сами могли построить железную дорогу, соединяющую север и юг
- Между «драконом» и «медведем»
- Железнодорожная магистраль север — юг: перспектива развития страны
- Железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан: новый геополитический миф
- Железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан : вопросы без ответов
- Кубат Рахимов: Самый короткий путь из Китая в Фергану и Иран: strabismus et myopia — косоглазие и близорукость
- Концепция строительства транскыргызской железной дороги «Чуй — Фергана»
- Геополитические амбиции Казахстана – проекция через Кыргызстан
- Эксперт: Китай и США совместно выдавливают Россию из Средней Азии
- Быть или добить? Есть ли у СПК перспективы.
- Феномен кочующей столицы
- Место коридора «Север-Юг» в системе транспортных коридоров Евразии
- Шоссе Ташкент-Карачи: российские грузоперевозчики выйдут к Индийскому океану
- Индо-Сибирская железная дорога
- Азиатский козырь России
- Геостратегические трансформации Центральной Евразии
- Куда повернется транспортный вектор Кыргызстана?
- Кубат Рахимов: «Темир жол курулса, кытайлар рак шишиги сымал Жайылып кетет»
- Об экономическом присутствии России в Западном Китае и Центральной Азии: Китайско-киргизская железная дорога
- Brief Blueprint for the Construction of the Trans-Kyrgyzstan Chuy-Fergana railway line
- Краткая концепция строительства транскиргизской железной дороги «Чуй — Фергана»
- СЭЗ в Согдийской области — концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине
- СЭЗ в Согдийской области -концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине (приложения к отчету)
- Концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине
- Мультимодальные операции в рамках транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай»
- Предварительный технико-экономический анализ создания мультимодального коридора через Кыргызстан
- Мультимодальный коридор через Кыргызстан
- Статья «Политэкономия антиденег»
- Ориентация на север («Вечерний Бишкек», 26.06.2012)
- Круглый стол в редакции газеты «Вечерний Бишкек» (20.06.12)
- Интервью К.Рахимова ИА Регнум (06 июня 2012)
- Строительство «коридора развития» Чуй-Фергана — исторический шанс для бизнеса в Киргизии: Кубат Рахимов
- Кубатбек РАХИМОВ: «Кыргызстан – это Европейская Азия, а не задворки СУАР»
- Стенограмма выступления К.Рахимова в Аки Пресс
- Пресс-конференция Кубатбека Рахимова «Железная дорога «Чуй-Фергана» как альтернатива строительству Китайско-Кыргызско-Узбекской железной дороги»
- Интервью Кубата Рахимова ИА REGNUM (1 и 2 части)
- Выход России к Индийскому океану: глобальные перспективы