Когда говорят о вхождении Казахстана в число 50ти самых конкурентоспособных экономик и целого перечня рейтингов и списков, куда нужно попасть стране, часто забывают про «фишку», то есть в переводе с арго, некого уникального приема, способа, метода, с помощью которого можно и достичь поставленной цели, и эффектно показать себя всему миру. В данной статье показывается один из вариантов такой «фишки», особого приема социально-экономического развития молодого, но уже состоявшегося государства в самом центре континента, органически проистекающий из менталитета титульных этносов в Республике Казахстан – казахского и русского.
Речь идет о феномене кочующей столицы как исторически апробированного и органически произрастающего из особенностей глобального мировосприятия самых «кочевых» славян – русского этноса, так и собственно казахов как самого мобильного этноса на территории Евразийского континента. В Советском Союзе как в сложноподчиненной федерации можно было насчитать порядка 35-40 городов, которые так или иначе можно было называть столицами с той или иной степенью условности. Помимо столиц союзных и ряда крупнейших автономных республик, де-юре носящих сие высокое звание, были неформальные столицы, чьими отличительными чертами опять же выступали либо территориальные проекции (столица Урала, столица Западной Сибири), либо отраслевые (центр металлургической промышленности и т.д.), либо культурологическо-исторические (Ленинград/Санкт-Петербург как «Северная Пальмира», Одесса – «мама», Ростов – «папа» и т.д.).
Особенность развития и расширения Большой России (Российской империи и её наследника СССР) всегда подразумевала ситуативное и стратегическое распределение ролей Большой Столицы и центров управления осваиваемых макротерриторий. Тот или иной крупный военно-экономический город на «полпути» от столицы (метрополии) до окраины (провинции, периферии) часто выступал в роли столичной, правда, с достаточно усеченными функциями. Сама Большая Столица Российской империи «кочевала» из Москвы в Санкт-Петербург и обратно, что было только на пользу Империи.
Многие европейские страны также оперируют понятиями «древняя столица», «бывшая столица» (Кярнаве, Каунас для Литвы, Гнезно, Краков для Польши и т.п.) или имеют успешный опыт разделения функционала/ переноса столиц (Дели/ Нью-Дели, Стамбул/Анкара, Рио-де-Жанейро/ Бразилиа). Это также важно для анализа возможного сценария, далее рассматриваемого в данной статье.
Что касается Казахстана, то история и современность тесно переплелись. Оренбург и Ташкент, Кызыл-Орда и Алма-Ата и, наконец, Целиноград/Акмола/Астана — только за последние сто лет центральный город-столица Казахстана кочевала на тысячи километров на огромном пространстве континента! Такого прецедента в столь сжатые исторические сроки, а также с учетом того, что ныне Оренбург и Ташкент сейчас расположены вообще за пределами современного Казахстана, наверно больше нет. Это и навело на собственно размышления автора об институционализации феномена кочующей столицы Казахстана.
Вкратце суть размышлений состоит в том, что столица современного Казахстана… должна сейчас, в 2009-2010 годах, опять переехать и через 10-15 лет переехать опять! Очень многие выражали сомнения в успешности проекта по переносу столицы из Алматы в Акмолу/Астану. Однако реальный ход событий опрокинул скептиков и превзошел ожидания оптимистов. Город зажил своей жизнью, мегаполис в степи состоялся. Дальнейшие планы по развитию города, строительство новых объектов промышленного, гражданского и административного назначения также дают возможность увидеть перспективу Астаны. И все же ни Алматы, ни Астана – это не весь Казахстан. Огромная территория вкупе с крайне низкой плотностью населения, резкая дифференциация в уровне и темпах хозяйственной жизнедеятельности в различных регионах Казахстана – все эти факторы по-прежнему влияют и будут влиять на общую оценку уровня развития страны.
В этой связи предлагается в очередной раз перенести столицу Казахстана. Теперь уже на Запад. На земли Младшего Жуза (Алматы –Старший Жуз, Астана – Средний Жуз). Это важно по нескольким причинам. Во–первых, доминанта сырьевого экспорта Казахстана как раз таки нефть, а именно Западный макрорегион РК является основным поставщиком углеводородов на мировой рынок. Контроль над стратегическим направлением, будучи в эпицентре событий, всегда более эффективен. Во-вторых, исходя из стратегически выверенного тезиса «Казахстан – Европейская Азия», важно иметь столицу максимально близкую к географической границе Европа – Азия или даже прямо на европейской части. Кстати, не зря же Казахстан играет в европейской зоне футбола, что позитивно отразилось на уровне развития данного вида спорта прямо на глазах. В-третьих, очень выигрышным будет использование опыта строительства Астаны, особенно в части инфраструктуры, архитектуры и организации городского хозяйства в целом. Многие ошибки, некоторые, увы, трудно устранимы, удастся не повторить в новой столице. Производственные мощности вновь воссозданного строительного комплекса Казахстана, в целом выдержавшего удар национального финансово-строительного кризиса 2007-2008 гг., усугубленного мировым кризисом, будут как нельзя кстати. В-четвертых, мультипликативный эффект от строительства Астаны превзошел все ожидания – заработали десятки и сотни месторождений нерудных материалов, предприятий по производству стройматериалов, почти полностью обновился парк грузовой и специальной техники, были созданы десятки тысяч новых рабочих мест. Волны вторичных доходов («мультипликация») позволили активно развиваться сектору услуг и производству сопутствующих товаров и комплектующих, что благотворно отразилось на экономике всей страны. Соответственно, строительство новой столицы также создаст точки роста, как в масштабах страны, так и в близлежащих странах. В случае строительства новой столицы на западе Казахстана паритетно и сбаласированно будут задействованы практически все казахстанские ресурсы и производственные мощности, помимо традиционного вовлечения в процесс строительства компаний из Турции, России, Евросоюза, арабского Востока и Ирана. Прикаспийский вариант столицы тем более был бы актуален в условиях активизации действий крупнейших мировых игроков в данном регионе и это прямо отразилось бы на объемах и масштабах инвестирования в новую столицу.
Что же будет с Астаной? Только хорошее. Мегаполис в степи действительно состоялся. Процесс создания агломерации, включающей с юга Караганду, мощный промышленный и культурный центр с сопоставимой численностью населения, и Щучинско-Бурабайскую рекреационную зону, позволит в среднесрочной перспективе поддерживать высокий уровень жизни в Центральном Казахстане. Ничего же не стало плохого с Алматы после переноса столицы! Только еще больше стало население города, а доля экономики в масштабах ВВП страны выросла еще большими темпами. Южная столица по-прежнему является любимым городом миллионов казахстанцев. Соответственно, вместе Астана с Карагандой сопоставимы по численности с Алматы и также имеют достойные шансы на подобающее место во всех сферах жизнедеятельности страны. Только вот переименуем опять – уедет столица, откочует на тысячи километров. Пусть город назовут, например, Нур-Отан. Пусть партийцам тоже приятно будет. И ответственности добавится как раз за судьбу страны.
Новая столица даст мощный импульс экономике страны, позволит заложить серьезный и устойчивый тренд развития. Это в очередной раз «встряхнет» элиту, предотвращая тлетворное срастание компрадорской буржуазии с властью, поддержит региональные элиты, что немаловажно и значимо для гармоничного развития молодого динамичного государства в самом центре Евразийского континента. Про кейнсианские подходы стимулирования экономики умолчу вообще, эффект колоссальный, особенно с учетом специфики экономики Казахстана. Тем более культурная жизнь городов, качество человеческого капитала в целом, демографическая обстановка – все это будет также прямым следствием «кочующей столицы».
А через 10-15 лет как раз пора будет и дальше откочевывать….Куда? Думаю, что будет ясно по ходу движения, по факту реализации уникального феномена кочующей столицы девятого в мире по площади государства. К моменту достижения целей и задач, определенных Стратегией-2030, в случае реализации данного сценария, как минимум 4 города Казахстана будут последовательно носить столичный статус со всеми вытекающими и однозначно позитивными результатами. Вот вам и «фишка»- и мир удивить, и дать Казахстану, как будущей Европейской Азии, импульс развития на несколько десятилетий вперед.
К.Рахимов
Статьи и книги по теме:
- Казнить нельзя помиловать, или — почему евразийская интеграция буксует по курсу Зюйд-Ост
- «Казтемиртранс» поддержит своих
- Инвесторы ждут решений по «Кумтору»
- Кубат Рахимов: «Уверенность Китая в аншлюсе стран Средней Азии весьма опасна для России»
- Кубат Рахимов: друзья Текебаева из Вашингтона на строительство Камбаратинской ГЭС денег не дадут
- Формирование индийско-иранско-российского пространства экономического сотрудничества
- Кубат РАХИМОВ: Трудовые мигранты — наш золотой Клондайк
- К.Рахимов: Транспортные коридоры Евразии. Казахстан неумолимо сближается с Россией (анализ)
- Рахимов К.К. Будущее транспортных проектов государств ЕврАзЭС: от конкуренции к новому стилю сотрудничества. Доклад на международной конференции «ТрансРоссия-2002» 27.03.2002. // SeaNews. 16.04.2002.
- «2К»: от стратегии выживания к стратегии быстрого роста
- Инвестор подал в международный суд многомиллионный иск на Кыргызстан
- Номинация «Кыргызстан – горнодобывающая страна года» — издевка над инвесторами и налогоплательщиками?
- Местные «вожди» готовятся к распилу денег
- Железнодорожные модели интеграции Центральной Евразии
- О необходимости разработки новой стратегии развития транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан. Служебная записка.
- Россия усиливает военное влияние в Средней Азии через перевооружение Киргизии
- Эксперт: Камбар-Ата 1-ГЭСин саясатчылар курбайт
- Эксперт: Политиканы не должны строить Камбар-Атинскую ГЭС-1
- Кубат Рахимов: Негативные последствия вступления КР в Таможенный союз могут быть использованы для очередного госпереворота
- Эксперты торопят правительство со строительством ГЭС в Кыргызстане
- Кубатбек Рахимов: Страна нуждается в волшебном пенделе для реиндустриализации
- Эксперт: При вступлении в ТС сильным конкурентом Кыргызстана станет Беларусь
- Кубат Рахимов: При вступлении Кыргызстана в ТС больше всего пострадает Казахстан
- Эксперт: Нам не нужны бесполезные гранты
- Отечественных швейников обвинили в нежелании изучать риски при вхождении в ТС
- Легпрому обозначили два пути — разорение или превращение в холдинговую структуру
- «Чтобы не стать «троянским ишаком» для Таможенного Союза…»
- Кыргызстан назвали нужным России для обеспечения ее интересов в регионе
- Эксперт предупредил о возможном нарушении суверенитета при строительстве ККУЖД
- Нужна ли железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан?
- Широкие туннели в проекте железной дороги сочли тактическим ходом Китая
- Кыргызстану не дадут кредит на строительство железнодорожной ветки Китай — Кыргызстан — Узбекистан (ККУЖД) под правительственные гарантии.
- Проект китайской железной дороги назвали поводом проникнуть вглубь континента
- Инфраструктурные проекции геополитики в Центральной Азии. Возвращение России.
- Железнодорожный аншлюс Киргизии Китаем: подробности
- Эксперт: Отработка маршрутов для грузов НАТО в Центральной Евразии — это глобальные учения
- Свет и тени проекта строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан»
- Кому и для чего нужна Китайская железная дорога?
- Проект строительства транзитной железной дороги из Китая через Кыргызстан вызывает подозрения
- Эксперт предлагает построить железную дорогу Казахстан-Кыргызстан-Таджикистан
- Кубат Рахимов: Проект китайской железной дороги – «прогиб» перед Пекином
- Кубат Рахимов: За 20 лет мы сами могли построить железную дорогу, соединяющую север и юг
- Между «драконом» и «медведем»
- Железнодорожная магистраль север — юг: перспектива развития страны
- Железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан: новый геополитический миф
- Железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан : вопросы без ответов
- Кубат Рахимов: Самый короткий путь из Китая в Фергану и Иран: strabismus et myopia — косоглазие и близорукость
- Концепция строительства транскыргызской железной дороги «Чуй — Фергана»
- Геополитические амбиции Казахстана – проекция через Кыргызстан
- Эксперт: Китай и США совместно выдавливают Россию из Средней Азии
- Быть или добить? Есть ли у СПК перспективы.
- Феномен кочующей столицы
- Место коридора «Север-Юг» в системе транспортных коридоров Евразии
- Шоссе Ташкент-Карачи: российские грузоперевозчики выйдут к Индийскому океану
- Индо-Сибирская железная дорога
- Азиатский козырь России
- Геостратегические трансформации Центральной Евразии
- Куда повернется транспортный вектор Кыргызстана?
- Кубат Рахимов: «Темир жол курулса, кытайлар рак шишиги сымал Жайылып кетет»
- Об экономическом присутствии России в Западном Китае и Центральной Азии: Китайско-киргизская железная дорога
- Brief Blueprint for the Construction of the Trans-Kyrgyzstan Chuy-Fergana railway line
- Краткая концепция строительства транскиргизской железной дороги «Чуй — Фергана»
- СЭЗ в Согдийской области — концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине
- СЭЗ в Согдийской области -концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине (приложения к отчету)
- Концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине
- Мультимодальные операции в рамках транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай»
- Предварительный технико-экономический анализ создания мультимодального коридора через Кыргызстан
- Мультимодальный коридор через Кыргызстан
- Статья «Политэкономия антиденег»
- Ориентация на север («Вечерний Бишкек», 26.06.2012)
- Круглый стол в редакции газеты «Вечерний Бишкек» (20.06.12)
- Интервью К.Рахимова ИА Регнум (06 июня 2012)
- Строительство «коридора развития» Чуй-Фергана — исторический шанс для бизнеса в Киргизии: Кубат Рахимов
- Кубатбек РАХИМОВ: «Кыргызстан – это Европейская Азия, а не задворки СУАР»
- Стенограмма выступления К.Рахимова в Аки Пресс
- Пресс-конференция Кубатбека Рахимова «Железная дорога «Чуй-Фергана» как альтернатива строительству Китайско-Кыргызско-Узбекской железной дороги»
- Интервью Кубата Рахимова ИА REGNUM (1 и 2 части)
- Выход России к Индийскому океану: глобальные перспективы