Пресс-конференция Кубатбека Рахимова «Железная дорога «Чуй-Фергана» как альтернатива строительству Китайско-Кыргызско-Узбекской железной дороги»

Press-reliz20041012

В настоящий момент в Кыргызстане идет бурная дискуссия о строительстве Китайско-Кыргызско-Узбекской железной дороги, которая по первому этапу проекта должна пройти по маршруту Кашгар-Торугарт-Ош-Андижан и соединить впоследствии Балыкчи с данной дорогой в долине реки Арпа. Активно проявляет себя немецкая компания Темир Роял АГ с вариантом строительства этой же дороги, практически по тому же маршруту, но с привлечением европейских, а не китайских инвестиций. В обоих случаях речь идет о неких обменных условиях: либо «ресурсы взамен инвестиций» в китайском варианте, либо, во втором случае, использование ресурсов вдоль маршрута в течение 49 лет.

С другой стороны, практически не рассматривается альтернативный железнодорожный проект — реальный и прагматичный, соединяющий две ключевых долины Центральной Евразии – Чуйскую и Ферганскую, то есть Север и Юг Киргизии. В расширенном варианте проект предполагает продление маршрута до Таджикистана через Чон-Алай и Джиргиталь до Душанбе.

Первый и основной аргумент строительства железной дороги по данному маршруту – цивилизационный выбор Кыргызстана. В данном случае, это выбор европейского пути развития с традиционными союзниками и партнерами — Россией и Казахстаном. Страна уходит от векового разделения на Север и Юг со всеми вытекающими из этого проблемами. Железная дорога Чуй-Фергана становится важнейшим элементом континентального мега-проекта — строительства Индо-Сибирской железнодорожной магистрали, соединяющей Урал и Сибирь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Афганистан с Пакистаном и Индией, с выходом на побережье Индийского океана.

Второй аргумент – этот вариант, по сути, есть вклад Кыргызской Республики в интеграционные проекты Единого Экономического Пространства России, Белоруссии и Казахстана, залог равноправного партнерства Киргизии и Таджикистана в ЕЭП. Железная дорога Чуй-Фергана во многом снизит накал противостояния между Узбекистаном и Таджикистаном, позволит лишить «ястребов» возможности перевести конфликт в военное русло.

Третий прагматичный аргумент – дорога строится ради развития территорий, а не по варианту обмена или аренды ресурсов за строительство дороги. Сама по себе дорога никому не нужна, к тому же стоимостью в миллиарды. Однако наличие инфраструктуры автоматически поднимет стоимость месторождений, причем, сразу по всему маршруту и ответвлениям от основного маршрута. Тем самым, многочисленные инвесторы из разных стран (не только из Китая, как в случае с ККУЖД), заинтересованные в честных и ясных правилах недропользования, смогут выйти на новые рынки добычи сырья, построить горно-обогатительные комбинаты и производство второго и третьего переделов. Это позволит достаточно быстро окупить построенную железную дорогу на стандартных условиях концессии или привлечения инвестиций через инфраструктурные облигации и открытую подписку на акции компании-оператора ЖДЧФ.

В-четвертых, данный проект уникален тем, что соединяет четыре из пяти стран Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан – кроме Туркменистана) и в радиусе охвата 500 км проживает более чем 20 млн. человек. Предварительные расчеты показывают, что выход одной только продукции агропромышленного комплекса кратчайшим путем из Узбекистана, Таджикистана и, собственно, Киргизии, на рынки Алматы, Караганды, Астаны, Новосибирска, Красноярска однозначно позволят динамично развиваться сельскому хозяйству и пищевой промышленности трех стран. Доходы от роста торговли также являются серьезным основанием для окупаемости маршрута.

Таким образом, строительство железной дороги Чуй-Фергана чрезвычайно важный проект как для Кыргызстана, так и для стран Центральной Евразии. Так как ЖДЧФ учитывает тенденции развития ситуации в ближайшие десятилетия, позволяет соединить разрозненный Север и Юг страны без потери суверенитета или ущемления социально-экономических интересов населения Кыргызстана. Проект выступает триггером ускоренного и гармоничного развития регионов Кыргызстана и дружественных соседей по Центральной Азии.

Справка

Позиция эксперта подробно изложена в докладе на международной конференции «Шелковый путь» 11 ноября 2011 года в Астане, онлайн-конференции РИА Новости «Выход России к Индийскому океану» 22 декабря 2011 в Москве, статьей «Поиск альтернативы» в газете «Гудок-1520»в январе 2012, интервью агентству 24.kg и концепцией Транскыргызской железной дороги для akipress.kg в феврале 2012 года, интервью агентству Regnum 28 марта сего года, в материалах Washington times 30 марта и ряде других источников в открытом доступе.

Стенограмма пресс-конференции в агентстве АкиПресс, 20 апреля 2012 г.

Статьи и книги по теме: