Уже можно констатировать – политики, ведущие непонятные и, порой, незаконные игры с горнорудными инвесторами, доигрались. Сегодня среди отечественных СМИ было разослано заявление инвестиционной группы VISOR о подаче запроса об арбитраже против Кыргызской Республики в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров при Всемирном банке (МЦУИС) в связи с экспроприацией инвестиций VISOR в разработку золоторудного месторождения Джеруй в Таласской области.
В заявлении отмечается, что VISOR владеет 60% акций в совместном предприятии с ОАО «Кыргызалтын» ЗАО «Джеруйалтын», которым была получена лицензия на разработку этого рудника. Теперь же, в связи с такими противоправными действиями властей Кыргызской Республики, как аннулирование лицензии ЗАО «Джеруйалтын» на разработку Джеруя, попытка ликвидировать собственно «Джеруйалтын», расторжение договора о совместной деятельности, непредоставление документов, земельных участков и иных документов/объектов, необходимых для разработки месторождения и рядом нарушений прав ЗАО «Джеруйалтын» в кыргызстанских судах, представители компании VISOR требуют за причиненные убытки более 400 млн долларов США компенсации.
Также говорится о том, что в результате вышеуказанных действий были нарушены права группы VISOR как иностранного инвестора, предоставленные международными соглашениями и законодательством Кыргызской Республики, в частности, Соглашением между правительством Республики Казахстан и правительством Кыргызской Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций, подписанном 8 апреля 1997 года в Алматы, Конвенции о защите прав инвестора, заключенной в Москве, 28 марта 1997 года, и Закону No. 66 Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике» от 27 марта 2003 года.
— Ситуация, конечно, непростая. И первопричиной здесь, наверное, можно назвать правовой нигилизм, в т.ч., по международному праву, — комментирует «Вести.kg» скандальную новость эксперт Кубат Рахимов. – Ситуация вокруг VISOR неоднозначная, и я не хотел бы вставать на чью-то сторону. Но очевидно, что это будет хорошим, холодным отрезвляющим душем для отечественных чиновников. В том числе и по ситуации с «Кумтором». Тем более, что сегодня акции Centerra опустились до катастрофического уровня.
Недобрым словом помянул Кубат Калыевич постреволюционные действия чиновников. Даже в некоторых африканских странах, рассказывает он, где периодически ведутся не просто свержения власти, а настоящие военные действия, сохраняется правовая преемственность к инвесторам – она четка и системная.
— Конечно, бывают попытки пересмотра соглашений, увеличения доли конкретной страны – это так называемый ресурсный национализм. Порой это неизбежно. Но это не говорит о том, что Кыргызстан должен использовать худшую африканскую практику, он должен использовать лучшую, цивилизованную. Т.е., проводить перевороты в стране – это одно, а сохранять легитимное поле в работе с инвесторами – совсем другая песня. Кстати, помимо ситуации вокруг «Кумтора» и «Джеруя» очень волнует и происходящее с Андашем. Там вообще полный тупик.
А, между тем, буквально на днях Кыргызстан непонятно каким образом, видимо, «молитвами» присутствующего на мероприятии министра экономики Темира Сариева, на международной Гонконгской конференции «Mines and money 2013» получил премию «Горнодобывающая страна года».
Свое недоумение по этому, а также по поводу ситуации с «Кумтором» и другими месторождениями и взаимоотношениями с горнорудными инвесторами «Вести.kg» высказал доктор права (университет Глазго, Великобритания) и владелец компании Cromwell Risk Consulting Ltd Виктор Абрамкин.
— Выставка в Гонконге – чудесная площадка для привлечения еще не обжегшихся на взаимодействии с киргизкой бюрократией « богатеньких буратин», готовых вложиться в этот бизнес, — констатирует эксперт. — Ну то, что рисковых предпринимателей можно найти, сомнений не вызывает. Последствия, однако, будут более, чем печальные. Ведь, почему-то, о связях между бизнесом и политикой в Бишкеке как-то забывают, что ли. Тогда как налоговые резиденты, тем более крупные, к каковым и относятся инвесторы, непременно имеют и связи, и рычаги воздействия в своих правительствах.
Иными словами, национализация ли, передача ли «Кумтора» или любого «инвестиционного» месторождения в новые руки — не больше, чем жалкий пароксизм временщиков, судьба, репутация, да и экономическое благосостояние собственной страны которым напрочь застилается личными сиюминутными потугами нажиться.
В заключении еще раз обратимся к нашему эксперту Кубату Рахимову, который констатирует бытующий на инвестиционном поле правовой нигилизм и отсутствие риск-менеджмента, неспособность просчитывать риски на уровне отечественных властных структур на 5-10 лет вперед.
— Любой правовой нигилизм – это бумеранг, это наказуемо. И, конечно же, как патриот я буду переживать за страну. Но, повторюсь, этот иск (VISOR – авт.) — хороший отрезвляющий душ для наших чиновников, — резюмировал он.
Конечно, делать выводы относительно решения международного арбитража – рано. А вот что репутация Кыргызстана в формате горнорудно-инвестиционной привлекательности на фоне этого и скандала с «Кумтором» подмочена решительно – факт. Как и то, что странная премия «Горнодобывающая страна года» — плевок как в сторону инвесторов, так и граждан, живущих за счет оплачиваемых первыми налогов.
Мария Озмитель
Статьи и книги по теме:
- Казнить нельзя помиловать, или — почему евразийская интеграция буксует по курсу Зюйд-Ост
- «Казтемиртранс» поддержит своих
- Инвесторы ждут решений по «Кумтору»
- Кубат Рахимов: «Уверенность Китая в аншлюсе стран Средней Азии весьма опасна для России»
- Кубат Рахимов: друзья Текебаева из Вашингтона на строительство Камбаратинской ГЭС денег не дадут
- Формирование индийско-иранско-российского пространства экономического сотрудничества
- Кубат РАХИМОВ: Трудовые мигранты — наш золотой Клондайк
- К.Рахимов: Транспортные коридоры Евразии. Казахстан неумолимо сближается с Россией (анализ)
- Рахимов К.К. Будущее транспортных проектов государств ЕврАзЭС: от конкуренции к новому стилю сотрудничества. Доклад на международной конференции «ТрансРоссия-2002» 27.03.2002. // SeaNews. 16.04.2002.
- «2К»: от стратегии выживания к стратегии быстрого роста
- Инвестор подал в международный суд многомиллионный иск на Кыргызстан
- Номинация «Кыргызстан – горнодобывающая страна года» — издевка над инвесторами и налогоплательщиками?
- Местные «вожди» готовятся к распилу денег
- Железнодорожные модели интеграции Центральной Евразии
- О необходимости разработки новой стратегии развития транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан. Служебная записка.
- Россия усиливает военное влияние в Средней Азии через перевооружение Киргизии
- Эксперт: Камбар-Ата 1-ГЭСин саясатчылар курбайт
- Эксперт: Политиканы не должны строить Камбар-Атинскую ГЭС-1
- Кубат Рахимов: Негативные последствия вступления КР в Таможенный союз могут быть использованы для очередного госпереворота
- Эксперты торопят правительство со строительством ГЭС в Кыргызстане
- Кубатбек Рахимов: Страна нуждается в волшебном пенделе для реиндустриализации
- Эксперт: При вступлении в ТС сильным конкурентом Кыргызстана станет Беларусь
- Кубат Рахимов: При вступлении Кыргызстана в ТС больше всего пострадает Казахстан
- Эксперт: Нам не нужны бесполезные гранты
- Отечественных швейников обвинили в нежелании изучать риски при вхождении в ТС
- Легпрому обозначили два пути — разорение или превращение в холдинговую структуру
- «Чтобы не стать «троянским ишаком» для Таможенного Союза…»
- Кыргызстан назвали нужным России для обеспечения ее интересов в регионе
- Эксперт предупредил о возможном нарушении суверенитета при строительстве ККУЖД
- Нужна ли железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан?
- Широкие туннели в проекте железной дороги сочли тактическим ходом Китая
- Кыргызстану не дадут кредит на строительство железнодорожной ветки Китай — Кыргызстан — Узбекистан (ККУЖД) под правительственные гарантии.
- Проект китайской железной дороги назвали поводом проникнуть вглубь континента
- Инфраструктурные проекции геополитики в Центральной Азии. Возвращение России.
- Железнодорожный аншлюс Киргизии Китаем: подробности
- Эксперт: Отработка маршрутов для грузов НАТО в Центральной Евразии — это глобальные учения
- Свет и тени проекта строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан»
- Кому и для чего нужна Китайская железная дорога?
- Проект строительства транзитной железной дороги из Китая через Кыргызстан вызывает подозрения
- Эксперт предлагает построить железную дорогу Казахстан-Кыргызстан-Таджикистан
- Кубат Рахимов: Проект китайской железной дороги – «прогиб» перед Пекином
- Кубат Рахимов: За 20 лет мы сами могли построить железную дорогу, соединяющую север и юг
- Между «драконом» и «медведем»
- Железнодорожная магистраль север — юг: перспектива развития страны
- Железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан: новый геополитический миф
- Железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан : вопросы без ответов
- Кубат Рахимов: Самый короткий путь из Китая в Фергану и Иран: strabismus et myopia — косоглазие и близорукость
- Концепция строительства транскыргызской железной дороги «Чуй — Фергана»
- Геополитические амбиции Казахстана – проекция через Кыргызстан
- Эксперт: Китай и США совместно выдавливают Россию из Средней Азии
- Быть или добить? Есть ли у СПК перспективы.
- Феномен кочующей столицы
- Место коридора «Север-Юг» в системе транспортных коридоров Евразии
- Шоссе Ташкент-Карачи: российские грузоперевозчики выйдут к Индийскому океану
- Индо-Сибирская железная дорога
- Азиатский козырь России
- Геостратегические трансформации Центральной Евразии
- Куда повернется транспортный вектор Кыргызстана?
- Кубат Рахимов: «Темир жол курулса, кытайлар рак шишиги сымал Жайылып кетет»
- Об экономическом присутствии России в Западном Китае и Центральной Азии: Китайско-киргизская железная дорога
- Brief Blueprint for the Construction of the Trans-Kyrgyzstan Chuy-Fergana railway line
- Краткая концепция строительства транскиргизской железной дороги «Чуй — Фергана»
- СЭЗ в Согдийской области — концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине
- СЭЗ в Согдийской области -концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине (приложения к отчету)
- Концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине
- Мультимодальные операции в рамках транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай»
- Предварительный технико-экономический анализ создания мультимодального коридора через Кыргызстан
- Мультимодальный коридор через Кыргызстан
- Статья «Политэкономия антиденег»
- Ориентация на север («Вечерний Бишкек», 26.06.2012)
- Круглый стол в редакции газеты «Вечерний Бишкек» (20.06.12)
- Интервью К.Рахимова ИА Регнум (06 июня 2012)
- Строительство «коридора развития» Чуй-Фергана — исторический шанс для бизнеса в Киргизии: Кубат Рахимов
- Кубатбек РАХИМОВ: «Кыргызстан – это Европейская Азия, а не задворки СУАР»
- Стенограмма выступления К.Рахимова в Аки Пресс
- Пресс-конференция Кубатбека Рахимова «Железная дорога «Чуй-Фергана» как альтернатива строительству Китайско-Кыргызско-Узбекской железной дороги»
- Интервью Кубата Рахимова ИА REGNUM (1 и 2 части)
- Выход России к Индийскому океану: глобальные перспективы