Кубат РАХИМОВ, эксперт по инфраструктурным проектам Центральной Евразии:
— Китайская экономическая экспансия объективна. Этот локомотив безостановочно движется вперед. Прогнозируется, что к 2020 году экономика Поднебесной может стать первой в мире по объему ВВП. В ближайшие годы мы будем свидетелями того, как вторая экономика мира будет и дальше пожирать ресурсы, выдавая готовую продукцию. Суть китайской экспансии — иметь всегда положительное торговое сальдо, а для этого нужны чужие ресурсы и рынки сбыта.
Китай для Кыргызстана — ближайший сосед, с чем постоянно приходится считаться. Естественно, если бы Китаю было бы невыгодно разрушить производственную составляющую в экономике Кыргызстана, то этого бы и не произошло. Но он, воспользовавшись деструкцией, переформатировал нашу экономику в нужном русле. Мы оказались в сложной ситуации не без “помощи” Китая.
Предлагаемые китайские инвестиционные проекты все дальше и глубже втягивают маленькую республику в воронку притяжения могущественного соседа. На мой взгляд, властям надо уметь сдерживать себя в этом плане. Иначе они столкнутся с сопротивлением на уровне простого народа. Непарламентская оппозиция может объединиться именно под флагом сдерживания китайской экспансии.
Активное взаимодействие с Китаем уже раздражает традиционных союзников, в первую очередь Россию. Но раздражение раздражением, а в данный момент “медведь”, кроме проектов по каскаду Верхне–Нарынских ГЭС и Камбар–Атинской ГЭС–1 (с неурегулированными вопросами с Узбекистаном и Казахстаном), по большому счету не может ничего противопоставить “дракону”.
Мы неоднократно предлагали российской стороне войти в инфраструктурные проекты в Кыргызстане, в частности в строительство транскыргызской железной дороги Север — Юг, способствующей интеграции Кыргызстана и Таджикистана в Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Есть огромное поле деятельности по подъему сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Однако, кроме экспорта рабочей силы (очень важной статьи экспорта) и еще более или менее значимых объемов торговли (в первую очередь за счет нефтепродуктов), не так много достойных внимания проектов. Надеюсь, что весенняя российско–кыргызская межправкомиссия даст мощный импульс для нового уровня сотрудничества.
Многовекторность имеет право быть, но надо трезво оценивать свои силы. Запустить китайские компании в экономику Кыргызстана и одновременно вступать в Таможенный союз — не самая дальновидная политика. Оставить военную базу в “Манасе” — тоже не лучший вариант. После ухода коалиции из Афганистана в 2014 году картина мира может поменяться, и весьма значимо. Поэтому многовекторность не должна быть конъюнктурной. Америка далеко. Превратиться в сырьевую колонию Китая или в халифат Кыргызстану не с руки. Остается прагматичная ориентация на северо–восток. Туда, где мы не чужие и нас ждут. То есть в единое евразийское пространство.
Статьи и книги по теме:
- Казнить нельзя помиловать, или — почему евразийская интеграция буксует по курсу Зюйд-Ост
- «Казтемиртранс» поддержит своих
- Инвесторы ждут решений по «Кумтору»
- Кубат Рахимов: «Уверенность Китая в аншлюсе стран Средней Азии весьма опасна для России»
- Кубат Рахимов: друзья Текебаева из Вашингтона на строительство Камбаратинской ГЭС денег не дадут
- Формирование индийско-иранско-российского пространства экономического сотрудничества
- Кубат РАХИМОВ: Трудовые мигранты — наш золотой Клондайк
- К.Рахимов: Транспортные коридоры Евразии. Казахстан неумолимо сближается с Россией (анализ)
- Рахимов К.К. Будущее транспортных проектов государств ЕврАзЭС: от конкуренции к новому стилю сотрудничества. Доклад на международной конференции «ТрансРоссия-2002» 27.03.2002. // SeaNews. 16.04.2002.
- «2К»: от стратегии выживания к стратегии быстрого роста
- Инвестор подал в международный суд многомиллионный иск на Кыргызстан
- Номинация «Кыргызстан – горнодобывающая страна года» — издевка над инвесторами и налогоплательщиками?
- Местные «вожди» готовятся к распилу денег
- Железнодорожные модели интеграции Центральной Евразии
- О необходимости разработки новой стратегии развития транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан. Служебная записка.
- Россия усиливает военное влияние в Средней Азии через перевооружение Киргизии
- Эксперт: Камбар-Ата 1-ГЭСин саясатчылар курбайт
- Эксперт: Политиканы не должны строить Камбар-Атинскую ГЭС-1
- Кубат Рахимов: Негативные последствия вступления КР в Таможенный союз могут быть использованы для очередного госпереворота
- Эксперты торопят правительство со строительством ГЭС в Кыргызстане
- Кубатбек Рахимов: Страна нуждается в волшебном пенделе для реиндустриализации
- Эксперт: При вступлении в ТС сильным конкурентом Кыргызстана станет Беларусь
- Кубат Рахимов: При вступлении Кыргызстана в ТС больше всего пострадает Казахстан
- Эксперт: Нам не нужны бесполезные гранты
- Отечественных швейников обвинили в нежелании изучать риски при вхождении в ТС
- Легпрому обозначили два пути — разорение или превращение в холдинговую структуру
- «Чтобы не стать «троянским ишаком» для Таможенного Союза…»
- Кыргызстан назвали нужным России для обеспечения ее интересов в регионе
- Эксперт предупредил о возможном нарушении суверенитета при строительстве ККУЖД
- Нужна ли железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан?
- Широкие туннели в проекте железной дороги сочли тактическим ходом Китая
- Кыргызстану не дадут кредит на строительство железнодорожной ветки Китай — Кыргызстан — Узбекистан (ККУЖД) под правительственные гарантии.
- Проект китайской железной дороги назвали поводом проникнуть вглубь континента
- Инфраструктурные проекции геополитики в Центральной Азии. Возвращение России.
- Железнодорожный аншлюс Киргизии Китаем: подробности
- Эксперт: Отработка маршрутов для грузов НАТО в Центральной Евразии — это глобальные учения
- Свет и тени проекта строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан»
- Кому и для чего нужна Китайская железная дорога?
- Проект строительства транзитной железной дороги из Китая через Кыргызстан вызывает подозрения
- Эксперт предлагает построить железную дорогу Казахстан-Кыргызстан-Таджикистан
- Кубат Рахимов: Проект китайской железной дороги – «прогиб» перед Пекином
- Кубат Рахимов: За 20 лет мы сами могли построить железную дорогу, соединяющую север и юг
- Между «драконом» и «медведем»
- Железнодорожная магистраль север — юг: перспектива развития страны
- Железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан: новый геополитический миф
- Железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан : вопросы без ответов
- Кубат Рахимов: Самый короткий путь из Китая в Фергану и Иран: strabismus et myopia — косоглазие и близорукость
- Концепция строительства транскыргызской железной дороги «Чуй — Фергана»
- Геополитические амбиции Казахстана – проекция через Кыргызстан
- Эксперт: Китай и США совместно выдавливают Россию из Средней Азии
- Быть или добить? Есть ли у СПК перспективы.
- Феномен кочующей столицы
- Место коридора «Север-Юг» в системе транспортных коридоров Евразии
- Шоссе Ташкент-Карачи: российские грузоперевозчики выйдут к Индийскому океану
- Индо-Сибирская железная дорога
- Азиатский козырь России
- Геостратегические трансформации Центральной Евразии
- Куда повернется транспортный вектор Кыргызстана?
- Кубат Рахимов: «Темир жол курулса, кытайлар рак шишиги сымал Жайылып кетет»
- Об экономическом присутствии России в Западном Китае и Центральной Азии: Китайско-киргизская железная дорога
- Brief Blueprint for the Construction of the Trans-Kyrgyzstan Chuy-Fergana railway line
- Краткая концепция строительства транскиргизской железной дороги «Чуй — Фергана»
- СЭЗ в Согдийской области — концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине
- СЭЗ в Согдийской области -концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине (приложения к отчету)
- Концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине
- Мультимодальные операции в рамках транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай»
- Предварительный технико-экономический анализ создания мультимодального коридора через Кыргызстан
- Мультимодальный коридор через Кыргызстан
- Статья «Политэкономия антиденег»
- Ориентация на север («Вечерний Бишкек», 26.06.2012)
- Круглый стол в редакции газеты «Вечерний Бишкек» (20.06.12)
- Интервью К.Рахимова ИА Регнум (06 июня 2012)
- Строительство «коридора развития» Чуй-Фергана — исторический шанс для бизнеса в Киргизии: Кубат Рахимов
- Кубатбек РАХИМОВ: «Кыргызстан – это Европейская Азия, а не задворки СУАР»
- Стенограмма выступления К.Рахимова в Аки Пресс
- Пресс-конференция Кубатбека Рахимова «Железная дорога «Чуй-Фергана» как альтернатива строительству Китайско-Кыргызско-Узбекской железной дороги»
- Интервью Кубата Рахимова ИА REGNUM (1 и 2 части)
- Выход России к Индийскому океану: глобальные перспективы