На днях средства массовой информации Кыргызской Республики объявили о продолжении работ китайскими компаниями по проведению полевых исследований для проработки маршрута прохождения Китайско-Киргизско-Узбекской железной дороги.
Понятно, что новости по данной теме не сходили с лент новостей местных изданий, пока премьером был откровенный и рьяный лоббист данного проекта г-н Бабанов. Но после визита в Киргизию президента РФ В.В.Путина в третьей декаде сентября сего года эта тема была буквально сметена и, казалось, что изничтожена. Тема железной дороги из Китая в Узбекистан потускла на фоне гипероптимизма, связанного с резким разворотом Киргизии в сторону России – договоренности по строительству гидроэлектростанций, беспрецедентное списание долгов Киргизии перед Россией, создание объединенной российской военной базы. Создавалось впечатление, что у сегодняшних властных элит в Кыргызстане просто не будет подниматься рука на откровенно антироссийские и антиказахстанские проекты с учетом твердого намерения вступить в Таможенный Союз/ Единое Экономическое Пространство / Евразийский Союз. Ан нет. Китайско-Киргизско-Узбекская железная дорога (ККУЖД) — очередная реинкарнация проекта ТРАСЕКА, но больше, так сказать, с китайским содержанием.
Немного вернемся к исходной позиции, так как не многие читатели в курсе всех перипетий по данной теме.
Проект строительства железной дороги из Китая в Узбекистан кратчайшим маршрутом через Киргизию был озвучен в середине девяностых годов прошлого столетия. Все три стороны бодро начали обсуждать данный проект, была создана трехсторонняя комиссия, но первоначальный оптимизм быстро сошел на нет. Узбекистан стал закрываться от своих соседей, в Таджикистане бушевала гражданская война, киргизские элиты просто не имели никакого реального подхода к теме, а с открытием американской военной базы в Манасе вовсе смешали карты игроков.
А китайцы прагматично модернизировали железнодорожный переход Достык (Казахстан) – Алашанькоу (Китай) и достаточно быстро обеспечили приличный грузопоток как в двустороннем сообщении, так и в транзитных перевозках Китай–Россия и Китай–Средняя Азия. Аппетит приходит во время еды. Вот и китайские товарищи предложили построить железную дорогу Китай-Иран по территории Казахстана и Туркмении. Однако их ошибкой было лоббирование строительства дороги с узкой, европейской колеей 1435 мм. Понятно, что перегруз или смена колесных пар влияет на стоимость и скорость перевозок, но с другой стороны, Казахстан подписывал «бракоразводные» документы при распаде СССР. А там четко было указано на согласование таких щепетильных моментов в части инфраструктурных моментов. Благоразумие восторжествовало, интересы национальной безопасности соблюдены, мнение России учтено. Проект узкоколейной трансказахстанской магистрали почил в бозе.
После этого китайская сторона сконцентрировалась на решении комплексного вопроса строительства железной дороги южнее ст. Достык от погранперехода Хоргос до станции Жетиген, которая фактически находится вблизи от экономической столицы Казахстана — Алматы. Стоимость строительства 293 км была оценена почти в 1 млрд. долларов. Параллельно был запущен проект строительства современной многополосной автомобильной трассы «Западный Китай – Западная Европа» стоимостью почти 4 млрд. долларов. Надо вновь отдать должное прагматичности казахстанской стороны, которая оба этих проекта всемерно поддержала. Железную дорогу Хоргос–Жетиген построили, автомобильную трассу закончат в ближайшие год-два.
Возвращаемся к нашим киргизским делам. Самое главное отличие проекта ККУЖД от казахстанских проектов заключается в том, что сам Кыргызстан не имеет и десятой части возможных рычагов воздействия, как у Казахстана на Китай. Союзнические обязательства Казахстана перед Россией реально исполняются, при этом двусторонняя торговля Казахстана с Китаем продолжает поражать своими темпами роста.
А Киргизия, изгнав двух президентов за неполные десять лет, перманентно находится в политической турбулентности и, имея на своей территории американскую базу и российские военные объекты, по сути, является классическим примером не субъекта, а объекта геополитики. Попытки вести свою игру без учета интересов основных игроков в регионе рано или поздно возвращаются бумерангом. Двуличная игра Бакиева в 2010 году собственно и привела его к бесславному концу как политика.
При чем здесь проект строительства железной дороги из Китая в Узбекистан? Сторонники этого проекта постоянно твердят о выходе Кыргызстана из транспортного тупика, прямого выхода к Тихому океану, превращении страны в транспортно-логистический хаб для всей Центральной Азии и т.п., и т.д.
Увы, все от лукавого. Попробую кратко по пунктам дать разъяснение.
- Киргизия не в тупике. Развитый Север страны имеет прямой железнодорожный выход на сети Казахстана, а через них на два ж/д перехода на Китай–Достык и Хоргос. Через Турксиб есть прямой выход на Транссиб и далее в Японию, Южную Корею и США. Также через Казахстан грузы и пассажиры могут попасть в европейскую часть России и собственно Европу. Юг Киргизии имеет железнодорожное сообщение с Узбекистаном и через Ферганскую долину также выходит на Казахстан с теми же вариантами выхода в Азию и Европу, как было ранее написано.
- Киргизия действительно нуждается в строительстве своей железнодорожной сети, сейчас общая её протяженность порядка 428 км. Но приоритет на самом деле другой – это соединение Севера и Юга страны вкупе с разработкой месторождений полезных ископаемых. А их в Киргизии достаточно: железная руда, алюминиевое сырьё, редкоземельные металлы, уран, уголь.
- Отношения с Узбекистаном всегда были непростыми и прокладывать железную дорогу в сторону своего соперника по региону глупо. Ибо прямой выход Узбекистана в Китай только его усилит, а после угроз применения (по сути) военной силы в случае строительства крупных гидроэлектростанций в Киргизии и Таджикистане, продвижение проекта ККУЖД вообще непонятно с точки зрения национальной безопасности Кыргызстана.
- Китай в случае воплощения ККУЖД обещает, но не гарантирует Киргизии соединить Север и Юг страны, точнее говоря, экономически развитые части. Это заложено вторым этапом, но только после полного завершения первого этапа – широтной железной дороги кратчайшим путем в Ферганскую долину. Тем самым Киргизия попадает в зависимость от могущественного восточного соседа и, более того, усиливает дезинтеграцию страны на северную и южную части.
- Китай получает выход в Ферганскую долину, а это по умолчанию вызовет эскалацию напряженности и без того в сложном регионе. Цена вопроса – доступ к месторождениям полезным ископаемых, обеспечение экономической экспансии, а в дальнейшем – и военной.
- Попытка создать южную ветвь Трансазиатской железнодорожной магистрали удивительным образом совпадает с возможными маршрутами приснопамятного проекта ТРАСЕКА. Эта «ось нестабильности» от Балкан до Синьцзяна создавалась против российских геополитических и геоэкономических интересов в Закавказье, на Каспии и Центральной Азии в целом. И тем более удивительно, что маршрут ККУЖД совпадает с ТРАСЕКА. Значит, что США и Китай… совместно выдавливают Россию из региона!
Подытожим.
Воплощение в жизнь строительства каскада Верхне-Нарынских ГЭС и мощной Камбаратинской ГЭС прямо связано с жизненными интересами России в Средней Азии. Создание объединенной российской военной базы в Киргизии является некой «железным обручем» на комплексе двусторонних российско –киргизских договоренностей. Предстоящее вступление Киргизии в Таможенный Союз / Единое Экономическое Пространство / Евразийский Союз почти не подвергается сомнению.
Но тогда встает вопрос strabismus et myopia – кто страдает косоглазием, а кто – близорукостью. Речь идет о коррекции курса Киргизии по иным заявленным крупным инфраструктурным проектам. Если Китайско-Киргизско-Узбекская железная дорога прямо противоречит интересам России и Казахстана и, собственно, дает неоднозначные решения для самого Кыргызстана, то стоит ли пассивно наблюдать за попытками реализации такого проекта? Да, Кыргызстан нуждается в строительстве железной дороги, соединяющей север и юг страны, но не такой ценой. Россия и Казахстан вполне могут помочь в решении этого вопроса, но не ценой потери своих геополитических и геоэкономических интересов в Средней Азии.
Кубат Рахимов — эксперт по развитию коммуникаций Евразии, специально для ИА REX.
Статьи и книги по теме:
- Казнить нельзя помиловать, или — почему евразийская интеграция буксует по курсу Зюйд-Ост
- «Казтемиртранс» поддержит своих
- Инвесторы ждут решений по «Кумтору»
- Кубат Рахимов: «Уверенность Китая в аншлюсе стран Средней Азии весьма опасна для России»
- Кубат Рахимов: друзья Текебаева из Вашингтона на строительство Камбаратинской ГЭС денег не дадут
- Формирование индийско-иранско-российского пространства экономического сотрудничества
- Кубат РАХИМОВ: Трудовые мигранты — наш золотой Клондайк
- К.Рахимов: Транспортные коридоры Евразии. Казахстан неумолимо сближается с Россией (анализ)
- Рахимов К.К. Будущее транспортных проектов государств ЕврАзЭС: от конкуренции к новому стилю сотрудничества. Доклад на международной конференции «ТрансРоссия-2002» 27.03.2002. // SeaNews. 16.04.2002.
- «2К»: от стратегии выживания к стратегии быстрого роста
- Инвестор подал в международный суд многомиллионный иск на Кыргызстан
- Номинация «Кыргызстан – горнодобывающая страна года» — издевка над инвесторами и налогоплательщиками?
- Местные «вожди» готовятся к распилу денег
- Железнодорожные модели интеграции Центральной Евразии
- О необходимости разработки новой стратегии развития транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан. Служебная записка.
- Россия усиливает военное влияние в Средней Азии через перевооружение Киргизии
- Эксперт: Камбар-Ата 1-ГЭСин саясатчылар курбайт
- Эксперт: Политиканы не должны строить Камбар-Атинскую ГЭС-1
- Кубат Рахимов: Негативные последствия вступления КР в Таможенный союз могут быть использованы для очередного госпереворота
- Эксперты торопят правительство со строительством ГЭС в Кыргызстане
- Кубатбек Рахимов: Страна нуждается в волшебном пенделе для реиндустриализации
- Эксперт: При вступлении в ТС сильным конкурентом Кыргызстана станет Беларусь
- Кубат Рахимов: При вступлении Кыргызстана в ТС больше всего пострадает Казахстан
- Эксперт: Нам не нужны бесполезные гранты
- Отечественных швейников обвинили в нежелании изучать риски при вхождении в ТС
- Легпрому обозначили два пути — разорение или превращение в холдинговую структуру
- «Чтобы не стать «троянским ишаком» для Таможенного Союза…»
- Кыргызстан назвали нужным России для обеспечения ее интересов в регионе
- Эксперт предупредил о возможном нарушении суверенитета при строительстве ККУЖД
- Нужна ли железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан?
- Широкие туннели в проекте железной дороги сочли тактическим ходом Китая
- Кыргызстану не дадут кредит на строительство железнодорожной ветки Китай — Кыргызстан — Узбекистан (ККУЖД) под правительственные гарантии.
- Проект китайской железной дороги назвали поводом проникнуть вглубь континента
- Инфраструктурные проекции геополитики в Центральной Азии. Возвращение России.
- Железнодорожный аншлюс Киргизии Китаем: подробности
- Эксперт: Отработка маршрутов для грузов НАТО в Центральной Евразии — это глобальные учения
- Свет и тени проекта строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан»
- Кому и для чего нужна Китайская железная дорога?
- Проект строительства транзитной железной дороги из Китая через Кыргызстан вызывает подозрения
- Эксперт предлагает построить железную дорогу Казахстан-Кыргызстан-Таджикистан
- Кубат Рахимов: Проект китайской железной дороги – «прогиб» перед Пекином
- Кубат Рахимов: За 20 лет мы сами могли построить железную дорогу, соединяющую север и юг
- Между «драконом» и «медведем»
- Железнодорожная магистраль север — юг: перспектива развития страны
- Железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан: новый геополитический миф
- Железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан : вопросы без ответов
- Кубат Рахимов: Самый короткий путь из Китая в Фергану и Иран: strabismus et myopia — косоглазие и близорукость
- Концепция строительства транскыргызской железной дороги «Чуй — Фергана»
- Геополитические амбиции Казахстана – проекция через Кыргызстан
- Эксперт: Китай и США совместно выдавливают Россию из Средней Азии
- Быть или добить? Есть ли у СПК перспективы.
- Феномен кочующей столицы
- Место коридора «Север-Юг» в системе транспортных коридоров Евразии
- Шоссе Ташкент-Карачи: российские грузоперевозчики выйдут к Индийскому океану
- Индо-Сибирская железная дорога
- Азиатский козырь России
- Геостратегические трансформации Центральной Евразии
- Куда повернется транспортный вектор Кыргызстана?
- Кубат Рахимов: «Темир жол курулса, кытайлар рак шишиги сымал Жайылып кетет»
- Об экономическом присутствии России в Западном Китае и Центральной Азии: Китайско-киргизская железная дорога
- Brief Blueprint for the Construction of the Trans-Kyrgyzstan Chuy-Fergana railway line
- Краткая концепция строительства транскиргизской железной дороги «Чуй — Фергана»
- СЭЗ в Согдийской области — концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине
- СЭЗ в Согдийской области -концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине (приложения к отчету)
- Концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине
- Мультимодальные операции в рамках транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай»
- Предварительный технико-экономический анализ создания мультимодального коридора через Кыргызстан
- Мультимодальный коридор через Кыргызстан
- Статья «Политэкономия антиденег»
- Ориентация на север («Вечерний Бишкек», 26.06.2012)
- Круглый стол в редакции газеты «Вечерний Бишкек» (20.06.12)
- Интервью К.Рахимова ИА Регнум (06 июня 2012)
- Строительство «коридора развития» Чуй-Фергана — исторический шанс для бизнеса в Киргизии: Кубат Рахимов
- Кубатбек РАХИМОВ: «Кыргызстан – это Европейская Азия, а не задворки СУАР»
- Стенограмма выступления К.Рахимова в Аки Пресс
- Пресс-конференция Кубатбека Рахимова «Железная дорога «Чуй-Фергана» как альтернатива строительству Китайско-Кыргызско-Узбекской железной дороги»
- Интервью Кубата Рахимова ИА REGNUM (1 и 2 части)
- Выход России к Индийскому океану: глобальные перспективы