А. Данков, С. Брагин, Г. Кошлаков,
К.Рахимов, М.Тураева, Ю.Шевцов
“СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА В СОГДИЙСКОЙ ОБЛАСТИ
– КОНЦЕПЦИЯ ПО СОЗДАНИЮ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
В ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЕ”
-
Введение
Находящаяся на территории исторической Согдианы, Согдийская область расположена на северо-западе страны. В ней проживают 30% населения Таджикистана, одна треть пахотной земли находится на ее территории и область производит две трети ВВП страны. Согдийская область граничит с Джизакской, Намаганской, Самаркандской и Ферганской областями Узбекистана, а также Ошской и Баткенской областями Кыргызстана. Крупнейшая река Центральной Азии, Сырдарья, протекает через область.
Столица области, Худжанд, хорошо связана автомобильными и железными дорогами с остальной частью Ферганской долины (Таджикистаном, Узбекистаном, Кыргызстаном), а также имеет отличное железнодорожное сообщение с Казахстаном и Россией через Ташкент, с Ираном и его портами, а также с Афганистаном. Текущая реконструкция дорожной сети в Кыргызстане значительно улучшит связь города и области с Китайской Народной Республикой.
В целом, Согдийская область имеет отличный потенциал для увеличения своей роли в качестве основного торгового и промышленного центра Центральной Азии. Для того чтобы развить этот потенциал, была создана Свободная Экономическая Зона (СЭЗ) «Сугд» в соответствии с приказом № 277 Правительства Республики Таджикистан от 2 мая 2008 года. Одним из главных приоритетов для Согдийской СЭЗ является создание благоприятных условий для развития межрегиональной торговли посредством предоставления налоговых и таможенных льгот лицам, действующим в СЭЗ, а также поддержка экономическими связями между предприятиями на региональном уровне.
Создание Центра логистики и транспорта в СЭЗ является одной из первоочередных задач СЭЗ, с учетом стратегического расположения Худжанда на перекрестке крупнейших железнодорожных и автомобильных коридоров в Ферганской долине.
Администрация СЭЗ Согдийской области ставит перед собой следующие цели для планируемого центра логистики в СЭЗ:
- Создание благоприятных условий для развития межрегиональной торговли, поддержка бизнес-структур на территории СЭЗ;
- Помощь в реорганизации и модернизации инфраструктуры СЭЗ Согдийской области;
- Создание региональной базы данных о торговых и производственных компаниях и сети транспортных компаний и операторов по логистике, более тесное сотрудничество между центрами логистики и транспорта в Центрально Азиатских странах, России, Китае, Европейском Союзе, Ближнем Востоке, Индии, Иране и Афганистане;
- Применение самой современной техники и инновационных технологий и привлечения инвестиций;
- Повышение профессиональной квалификации специалистов через доступные и современные методы обучения, и консультирования в области менеджмента, маркетинга и специфических знаний;
- Создание новых рабочих мест;
- Производство и продвижение конкурентоспособных услуг;
- Устойчивое развитие СЭЗ и Согдийской области
ЦЕЛИ и Задачи исследования Согласно ТЕХНИЧЕСКОМУ ЗАДАНИЮ
Целевая группа: СЭЗ «Сугд», Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ), Министерство транспорта и коммуникаций Республики Таджикистан
Территория: Таджикистан (и ключевые торговые страны партнеры — Россия, Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан, Китай, Афганистан)
Цель проекта заключается в изучении роли предлагаемого транспортно-логистического центра (ТЛЦ) в развитии региональной торговли и подготовке технико-экономического обоснования для его создания.
Экономический и торговый анализ для создания ТЛЦ
В ходе первого этапа, будет проведен анализ необходимость создания ТЛЦ в СЭЗ «Сугд». После проведения такого анализа, исполнитель должен подготовить отчет, в котором будет объясняться, почему необходим ТЛЦ, и как региональная экономика выиграет от этого. Во время проведения этого анализа, исполнитель не должен обращать большое внимание на существующие физические и нефизические барьеры для свободной торговли. Вместо этого, в отчете следует больше уделять внимания потребности в долгосрочном развитии торговли и логистической сети в регионе (до 15 лет). Для этой цели, исполнитель должен провести оценку сильных сторон и потенциал региона для того, чтобы тот стал активным партнером в международной и региональной торговле и, соответственно, определить влияние СЭЗ и предлагаемого ТЛЦ на данный процесс. Этот этап должен включать следующие мероприятия:
Анализ существующих и прогноз будущих региональных объемов торговли и транспортных потоков через Согдийскую область, в том числе:
- Анализ регионального промышленного и сельскохозяйственного секторов,
- Основные направления и объемы торговли
- Анализ потребительской/клиентской базы и прогноз потребительского и коммерческого спроса в регионе
- Транзитные потоки
Анализ спроса на услуги логистики в регионе (Центральная Азия и в частности Ферганская долина) со стороны:
- Сырьевого сектора
- Сельскохозяйственного сектора
- Пищевой промышленности
- Сектора потребительских товаров
- Других секторов экономики
Совместно с администрацией СЭЗ Согдийской области, определить до 10 ключевых потребителей и подготовить тематические исследования (case study) с целью продемонстрировать, каким образом эти компании смогут получить выгоду от нового ТЛЦ.
Определить основные физические процессы и информационные потоки ТЛЦ СЭЗ «Сугд», в том числе:
- Определить ключевые логистические услуги и операционные модели для различных клиентских групп
- Подготовить сценарии по использованию (модель загрузки) логистического узла при различных ценах на ключевые услуги
В конце первого этапа должен быть подготовлен отчет, который даст возможность составить четкое представление о целях и выгодах ТЛЦ в СЭЗ «Сугд» и определить основной функционал и объем операций в данном центре.
…
8. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО ОТЧЕТУ
Основные объемы транспортных перевозок в регионе будут касаться товаров, связанных с интенсификацией сельскохозяйственного производства и рынком продовольствия.
СЭЗ «Сугд» и ТЛЦ СЭЗ должны вписываться, прежде всего, в этот – наиболее важный для региона – экономический процесс.
Главные мощности ТЛЦ должны быть приоритетно ориентированы на обеспечение потребностей с/х производства в Узбекистане, южном Таджикистане и южной Киргизии.
ТЛЦ должен ориентироваться на комплексное обслуживание непосредственно связанных с ним крупных сельских хозяйств, а именно предоставлять им услуги в области:
— поставки удобрений и сельскохозяйственной техники;
— переработки сельскохозяйственных продуктов этих хозяйств;
— реализации продукции через связанную с СЭЗ товаропроводящую сеть;
— предоставления финансовых услуг, особенно в части кредитования всех видов производственной деятельности, строительных программ;
— оказания помощи в разрешении административных проблем (пересечения границы, решения некоторых вопросов снабжения водой и т.д.).
Таким образом, ТЛЦ должен быть ориентирован, прежде всего, на вклинивание в транспортно-логистические процессы, обеспечивающие функционирование экономики региона. Транзитные и экспортные, выходящие за пределы региона товарные потоки могут быть важными на первых этапах функционирования ТЛЦ. Но, в конечном счете, они должны стать второстепенными по сравнению с обслуживанием товарных потоков, связанных с интенсификацией сельского хозяйства региона и обслуживанием потребностей растущего населения местных городов.
Регион уже сейчас не может полностью обеспечить свои потребности в углеводородах. С ростом численности населения, потребность в топливе будет возрастать, что приведет к увеличению объемов его импорта. В этих условиях появляется возможность встраивания ТЛЦ региональную и межрегиональную систему транспортировки углеводородного сырья (уголь, нефть и нефтепродукты, газ).
Несмотря на медленные темпы урбанизации в регионе абсолютная численность населения городов увеличится более чем на 50%, что неизбежно повлечет за собой изменение потребительских предпочтений и рост спроса на потребительские товары (одежда, обувь, мебель, предметы из пластика, детские коляски, игрушки, игры и спорттовары, сантехнические, нагревательные и осветительные изделия) невысокой стоимости.
Таким образом, рост объемов строительства и спроса на строительные материалы является главным трендом на ближайшие 15-20 лет. В связи с этим особое значение имеет специализация СЭЗ «Сугд» на производстве и поставке стройматериалов для сельского (жилищного, дорожного, объектов промышленного сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции) и городского (жилье, объекты социальной и коммунальной инфраструктуры) строительства.
Встраивание ТЛЦ в существующие и будущие транспортные потоки позволит предприятиям СЭЗ и всей экономике Согдийской области успешно решить проблемы снабжения и вывода продукции на региональный рынок: Таджикистана, прилегающих областей Узбекистана, южной Киргизии, прилегающих районов Афганистана.
Определена ориентация ТЛЦ на следующие товарные группы:
— товаров народного потребления и хозяйственного назначения (предметы одежды, обувь, мебель, предметы из пластика, детские коляски, игрушки, игры и спорттовары, сантехнические, нагревательные и осветительные изделия и т.д.);
— сельскохозяйственных грузов (бахчевые, овощные, фруктовые, консервированные, сухофрукты, скоропортящиеся и т.д.);
— пищевых продуктов (говядина, баранина, мясо птицы, молоко и молочные продукты);
— зерновых грузов (пшеница, рис, комбикорма оптовыми товарными партиями);
— строительных грузов (цемент, кирпич, керамическая плитка, гипсокартон, напольные покрытия, кровельный материал);
— черных и цветных металлов, включая метизы различного назначения;
— технологического оборудования (машины и механизмы различного назначения, оборудования и оснастки);
— топливно-энергетических продуктов (уголь, нефть и нефтепродукты, нефтехимическая продукция промышленного назначения);
— химических грузов и минеральных удобрений (в первую очередь калийные и фосфорные удобрения);
— хлопка и производных его передела (хлопок-волокно, пряжа, линт, текстильные изделия и т.д.).
На территории ТЛЦ специализированные площади и помещения должны учитывать соблюдение требований для их хранения и обеспечению безопасности. ТЛЦ после полного ввода в строй должен включать в себя:
— терминал для готовых продовольственных продуктов;
— терминал для зерновых грузов с соответствующим оборудованием и резервуарами;
— терминал для скоропортящихся продуктов с холодильными камерами;
— терминал для размещения и хранения машин, механизмов и разного технологического оборудования;
— терминал для хранения и обработки химических грузов, минеральных удобрений;
— терминал для обработки и хранения нефтепродуктов и сжиженного газа.
— хлопковый терминал, где хлопковые грузы могут складироваться и храниться в закрытых помещениях или на открытых площадках под навесом с соблюдением требований пожарной безопасности и других условий;
— терминал для строительных грузов, разные виды которых должны быть размещены в отдельной зоне с разбивкой по видам: упакованные в различной таре или на поддонах, в мешках, навалочные, сыпучие и др.;
Надо также исходить из продолжающегося роста численности населения Согдийской области, особенно ее городов, и увеличивающихся потребностей ее экономики.
ТЛЦ на этой стадии должен развивать модули, которые обслуживают в порядке импортозамещения поставку в Согдийскую область и в Таджикистан в целом:
- товаров народного потребления,
- продуктов, прежде всего, мясных, молочных, хлебобулочных изделий.
- сельскохозяйственной техники,
- удобрений и бытовой химии,
- строительных материалов.
Таким образом, на начальной стадии существования ТЛЦ необходимы модули:
- товаров народного потребления,
- продуктов, прежде всего, мясных, молочных, хлебобулочных изделий.
- сельскохозяйственной техники,
- удобрений и бытовой химии,
- строительных материалов,
- фрукты и сухофрукты,
- текстиль
В ТЛЦ уже на первой стадии необходимы:
- Пункт таможенного оформления товаров,
- СТО для автомобилей,
- Заправочная станция
- Гостиница для водителей,
- Ресторан быстрого питания и зона отдыха для водителей,
- Административный комплекс с офисными помещениями для транспортных фирм,
- Узел связи и информационный центр, занятый обеспечением оптимальных условий перевозок в регионе.
- Не исключено, в итоге именно Информационный центр окажется наиболее прорывной частью всего ТЛЦ, обеспечивающей ему наибольшую конкурентоспособность в регионе всей Центральной Азии.
Логистический центр станет значительной частью регионального и государственного плана развития Республики Таджикистан, являющегося основой всей инфраструктуры и региональных структур и политики. Государство и местные власти, однако, должны будут понести расходы по приобретению земельной собственности, улучшению почвы, прокладке подъездных путей, строительству железнодорожных путей. В этом случае проект создания ТЛЦ на территории СЭЗ Сугд будет экономически и финансово жизнеспособным.
Таким образом, проведенный экономический и торговый анализ создания транспортно-логистического центра показывает, что Согдийская область имеет отличный потенциал для увеличения своей роли в качестве основного торгового и промышленного центра Центральной Азии.
Транспортно-логистический центр в свободной экономической зоне «Сугд» представляет собой самодостаточный, рентабельный проект, имеющий большое значение в региональном масштабе. ТЛЦ призван обеспечивать не только потребности субъектов СЭЗ, предприятий Согдийской и других областей Республики Таджикистан, но и стать важным и востребованным функционалом в масштабах такого макрорегиона, как вся Центральная Евразия.
Скачать полную версию (pdf, 1.4 МБ)
Статьи и книги по теме:
- Казнить нельзя помиловать, или — почему евразийская интеграция буксует по курсу Зюйд-Ост
- «Казтемиртранс» поддержит своих
- Инвесторы ждут решений по «Кумтору»
- Кубат Рахимов: «Уверенность Китая в аншлюсе стран Средней Азии весьма опасна для России»
- Кубат Рахимов: друзья Текебаева из Вашингтона на строительство Камбаратинской ГЭС денег не дадут
- Формирование индийско-иранско-российского пространства экономического сотрудничества
- Кубат РАХИМОВ: Трудовые мигранты — наш золотой Клондайк
- К.Рахимов: Транспортные коридоры Евразии. Казахстан неумолимо сближается с Россией (анализ)
- Рахимов К.К. Будущее транспортных проектов государств ЕврАзЭС: от конкуренции к новому стилю сотрудничества. Доклад на международной конференции «ТрансРоссия-2002» 27.03.2002. // SeaNews. 16.04.2002.
- «2К»: от стратегии выживания к стратегии быстрого роста
- Инвестор подал в международный суд многомиллионный иск на Кыргызстан
- Номинация «Кыргызстан – горнодобывающая страна года» — издевка над инвесторами и налогоплательщиками?
- Местные «вожди» готовятся к распилу денег
- Железнодорожные модели интеграции Центральной Евразии
- О необходимости разработки новой стратегии развития транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан. Служебная записка.
- Россия усиливает военное влияние в Средней Азии через перевооружение Киргизии
- Эксперт: Камбар-Ата 1-ГЭСин саясатчылар курбайт
- Эксперт: Политиканы не должны строить Камбар-Атинскую ГЭС-1
- Кубат Рахимов: Негативные последствия вступления КР в Таможенный союз могут быть использованы для очередного госпереворота
- Эксперты торопят правительство со строительством ГЭС в Кыргызстане
- Кубатбек Рахимов: Страна нуждается в волшебном пенделе для реиндустриализации
- Эксперт: При вступлении в ТС сильным конкурентом Кыргызстана станет Беларусь
- Кубат Рахимов: При вступлении Кыргызстана в ТС больше всего пострадает Казахстан
- Эксперт: Нам не нужны бесполезные гранты
- Отечественных швейников обвинили в нежелании изучать риски при вхождении в ТС
- Легпрому обозначили два пути — разорение или превращение в холдинговую структуру
- «Чтобы не стать «троянским ишаком» для Таможенного Союза…»
- Кыргызстан назвали нужным России для обеспечения ее интересов в регионе
- Эксперт предупредил о возможном нарушении суверенитета при строительстве ККУЖД
- Нужна ли железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан?
- Широкие туннели в проекте железной дороги сочли тактическим ходом Китая
- Кыргызстану не дадут кредит на строительство железнодорожной ветки Китай — Кыргызстан — Узбекистан (ККУЖД) под правительственные гарантии.
- Проект китайской железной дороги назвали поводом проникнуть вглубь континента
- Инфраструктурные проекции геополитики в Центральной Азии. Возвращение России.
- Железнодорожный аншлюс Киргизии Китаем: подробности
- Эксперт: Отработка маршрутов для грузов НАТО в Центральной Евразии — это глобальные учения
- Свет и тени проекта строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан»
- Кому и для чего нужна Китайская железная дорога?
- Проект строительства транзитной железной дороги из Китая через Кыргызстан вызывает подозрения
- Эксперт предлагает построить железную дорогу Казахстан-Кыргызстан-Таджикистан
- Кубат Рахимов: Проект китайской железной дороги – «прогиб» перед Пекином
- Кубат Рахимов: За 20 лет мы сами могли построить железную дорогу, соединяющую север и юг
- Между «драконом» и «медведем»
- Железнодорожная магистраль север — юг: перспектива развития страны
- Железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан: новый геополитический миф
- Железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан : вопросы без ответов
- Кубат Рахимов: Самый короткий путь из Китая в Фергану и Иран: strabismus et myopia — косоглазие и близорукость
- Концепция строительства транскыргызской железной дороги «Чуй — Фергана»
- Геополитические амбиции Казахстана – проекция через Кыргызстан
- Эксперт: Китай и США совместно выдавливают Россию из Средней Азии
- Быть или добить? Есть ли у СПК перспективы.
- Феномен кочующей столицы
- Место коридора «Север-Юг» в системе транспортных коридоров Евразии
- Шоссе Ташкент-Карачи: российские грузоперевозчики выйдут к Индийскому океану
- Индо-Сибирская железная дорога
- Азиатский козырь России
- Геостратегические трансформации Центральной Евразии
- Куда повернется транспортный вектор Кыргызстана?
- Кубат Рахимов: «Темир жол курулса, кытайлар рак шишиги сымал Жайылып кетет»
- Об экономическом присутствии России в Западном Китае и Центральной Азии: Китайско-киргизская железная дорога
- Brief Blueprint for the Construction of the Trans-Kyrgyzstan Chuy-Fergana railway line
- Краткая концепция строительства транскиргизской железной дороги «Чуй — Фергана»
- СЭЗ в Согдийской области — концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине
- СЭЗ в Согдийской области -концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине (приложения к отчету)
- Концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине
- Мультимодальные операции в рамках транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай»
- Предварительный технико-экономический анализ создания мультимодального коридора через Кыргызстан
- Мультимодальный коридор через Кыргызстан
- Статья «Политэкономия антиденег»
- Ориентация на север («Вечерний Бишкек», 26.06.2012)
- Круглый стол в редакции газеты «Вечерний Бишкек» (20.06.12)
- Интервью К.Рахимова ИА Регнум (06 июня 2012)
- Строительство «коридора развития» Чуй-Фергана — исторический шанс для бизнеса в Киргизии: Кубат Рахимов
- Кубатбек РАХИМОВ: «Кыргызстан – это Европейская Азия, а не задворки СУАР»
- Стенограмма выступления К.Рахимова в Аки Пресс
- Пресс-конференция Кубатбека Рахимова «Железная дорога «Чуй-Фергана» как альтернатива строительству Китайско-Кыргызско-Узбекской железной дороги»
- Интервью Кубата Рахимова ИА REGNUM (1 и 2 части)
- Выход России к Индийскому океану: глобальные перспективы