Рахимов Кубат Калыевич

Рахимов Кубат КалыевичЭксперт по инфраструктурным проектам Евразии Куватбек Рахимов сегодня заявил, что надобности в строительстве железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан нет. По его словам, необходимо построить железную дорогу Чуй — Фергана.

Однако, в правительстве сообщили, что именно строительством  железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан можно будет привлечь большие средства извне, поскольку пропускная способность этой магистрали в год составит 15 миллионов тонн.

В последнее время активно обсуждается строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Этот путь должен пройти по маршруту Кашгар — Торугарт — Ош — Андижан. Однако, Куватбек Рахимов считает, что никто не рассматривает альтернативный проект — соединяющий две долины Центральной Азии — Чуйскую и Ферганскую.

Так, считает Рахимов, аграрии республики смогут выйти на рынки Урала, Сибири и за несколько лет окупить затраты на строительство дороги. Люди из южного региона смогут спокойно перемещаться в Россию и Казахстан. Однако данный проект будет немного дороже, чем строительство дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан.

Куватбек Рахимов, Эксперт по инфраструктурным проектам Евразии: “В совокупности проект охватит 20 миллионов человек. Построив эту дорогу, мы выберем европейский путь развития. Кыргызстан сможет внести вклад в интеграционные проекты Единого экономического пространства. Проект не привязан к разработке ресурсов”.

Однако, в правительстве уверили, что о передаче природных ресурсов Китаю в обмен на строительство железной дороги нет и речи. 17 апреля подписан меморандум с китайской компанией «Чайна Роуд», которая проведет полное технико-экономическое обоснование строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан за свой счет.

Мирлан Маматалиев, Заведующий отделом реального сектора и инфраструктуры Аппарата правительства: “По поручению премьера в меморандуме нужно было учесть три пункта. Первая, не вести речь о передаче природных ресурсов Китаю взамен финансирования данного проекта. Вторая, четко указанные сроки подготовки ТЭО. Третья, не должно быть компании, которая получит преимущества по вопросу уже строительства железной дороги”.

Итак, срок разработки ТЭО 1 год. А в мае экспертная группа по строительству этой железной дороги отправится на переговоры в Поднебесную, чтобы решить вопрос финансирования проекта.

Мирлан Маматалиев, Заведующий отделом реального сектора и инфраструктуры Аппарата правительства“Мы видим только два варианта реализации проекта. По первому варианту Китай предоставляет финансовые средства на строительство железнодорожного полотна на территории Кыргызстана, а мы взамен отдаем им право пользование дорогой на определенный срок. То есть, на то время пока китайская сторона не окупит вложенные инвестиции и не получит определенную выгоду. Это составит примерно 10 лет. Другой вариант — создание совместного предприятия, в котором 51% акций будут принадлежать Кыргызстану, 49% — Китаю”.

Сама идея строительства новой железной дороги, соединяющей Китай и Узбекистан через Кыргызстан, была озвучена 16 лет назад. Предварительная стоимость строительства — 2 миллиарда долларов. Протяженность дороги составит 268 км. По словам Маматалиева, планируется также провести полное технико-экономическое обоснование строительства другой железной дороги, которая будет лежать через Арпу- Нарын- Бишкек- Балыкчи — Казахстан.

Ширин Асанакунова, ОПК.

 

Источник: www.ktrk.kg, 20.04.12

Статьи и книги по теме: