Качество строительства горных линий электропередачи в значительной степени зависит от организации процесса строительных работ.
Однако рассредоточение объемов строительно-монтажных работ по длине трассы с различными метеорологическими, геологическими и рельефными условиями требует глубокого анализа и обоснования форм их организации. Самой трудоемкой задачей является доставка оборудования и материалов в район трассы, а также ограниченность использования механизмов. Требуется, помимо обычных транспортно-строительных дорог предусматривать специальные подъездные дороги, а там где это невозможно по географическим условиям использовать нетрадиционные методы доставки: с помощью вертолетов и специальных конструкций канатных установок, например типа ПКУ-3, выполняющих функции канатной дороги маятникового типа и кабель-крана. Наиболее перспективно применение вертолетов. Они помимо доставки на трассу частей опор, фундаментов, инструментов и такелажа, могут быть использованы для доставки людей и строительных машин и механизмов. Однако применение вертолетов ограничено из-за высокой стоимости их эксплуатации, небольшой грузоподъемности и погодных условий.
При строительстве горных ЛЭП в отличие от равнинных увеличивается объем земляных и скальных работ, связанных с работами по подготовке трассы и монтажных площадок вблизи пикетов; с необходимостью строительства постоянных и временных дорог и подъездов; временных и постоянных переходов через реки (мостов, бродов); расчисткой крутых склонов гор от нависших глыб, осыпей; сооружением защитных устройств (дамб, отбойных стенок, площадок для груза и других инженерных сооружений).
Один из трудноразрешимых проблем является вопрос организации труда и быта рабочих и ИТР, для чего в объем технологического проектирования ЛЭП должно включаться как обязательный пункт проектирования жилья в виде землянок, блиндажей или домиков (в зависимости от рельефа местности) на 10-15 мест для аварийных бригад и вертолетных площадок.
Особенностью монтажных работ в горных условиях является установка опор на косогорах, как с одинаковой, так и разной длиной стоек и ног. В этих условиях опора должна монтироваться таким образом, чтобы ее траверса оказывалась выше ног. С этой целью используются как рельеф местности, так и специальные подпорки. При невозможности использования гусеничного транспорта, подъем опоры должен осуществляться ручными лебедками. Для определения грузоподъемности вспомогательных механизмов в проектах должны быть произведены специальные расчеты по определению условий в элементах такелажа и опоре во время ее установки.
Определенную трудность в сильно пересеченной местности представляет раскатка, подвески и натяжение проводов. С целью снижения трудозатрат при монтажных операциях подвеска проводов на промежуточных опорах в условиях высокогорья выполняется в зажимах типа ПГУ с роликовыми устройствами, позволяющими отказаться от перекладки проводов из монтажных роликов в поддерживающие зажимы, за счет чего исключается необходимость опускания проводов на землю предотвращения их повреждения.
При работах в труднодоступных местах большую помощь монтажникам могли бы оказать вертолеты, способность которых подниматься по вертикали, «висеть» в воздухе перемещать грузы и монтировать конструкции в недоступных для другого транспорта местах становится особенно ценной. Наиболее приемлемы для этих целей вертолеты, оборудованные внешней подвеской и управляемые специально обученным персоналом, связь с которым осуществляется по радиотелефону.
Установка опоры вертолетом производится следующим образом. Ноги опоры соединяются с фундаментом монтажными шарнирами, к вершине прикрепляется строп. Вертолет плавно набирает высоту и, одновременно перемещаясь в сторону фундамента, устанавливает опору в вертикальное положение, в котором она удерживается с помощью расчалок. После чего строп автоматически открепляется от вертолета. Время подъема одной опоры составляет 3-5 мин (без учета времени на подготовительные работы и на выверку и закрепление опоры).
При монтаже проводов горных ЛЭП необходимо учитывать особое поведение провода, лежащего на монтажных роликах из-за больших продольных уклонов в пролетах и разной их длины, в результате чего искажается расчетное положение провода вследствие его скатывания вниз по уклону. Анализ этого явления требует соблюдения ряда дополнительных мероприятий, обеспечивающих правильный монтаж.
Содержание главы:
- 3.1.1 Особенности изыскательских работ
- 3.1.2. Особенности горных ЛЭП
- 3.1.3. Особенности расстановки опор по профилю трассы
- 3.1.4. Особенности строительно-монтажных работ
- 3.1.5. Особенности эксплуатации
Содержание книги:
- ЛЭП Кыргызстана — Введение
- Глава 1. РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ
- ГЛАВА 2. ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ ГОРНЫХ РАЙОНОВ
- 2.1. Характеристика нагрузок потребителей горных районов
- 2.2. Способы электроснабжения потребителей горных районов
- 2.3. Электроснабжение горных районов от автономных источников
- 2.4. Электроснабжение горных районов от энергосистемы линиями электропередач
- 2.8. Электроснабжение горных районов линиями электропередачи постоянного тока
- 2.5. Электроснабжение потребителей горных районов отборами мощности от высоковольтных линий
- 2.6. Комбинированное энергоснабжение потребителей горных районов
- 2.7. Электроснабжение передвижных потребителей горных районов
- ГЛАВА 3. ГОРНЫЕ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
- 3.1. Особенности горных ЛЭП
- 3.2. Климатические условия прохождения трасс горных ЛЭП
- 3.3. Природные физико–геологические процессы и их воздействия на горные ЛЭП
- 3.4. Выбор уровня изоляции горных ЛЭП
- 3.5. Расчеты потерь на корону в горных ЛЭП
- 3.6. Особенности грозозащиты горных ЛЭП
- 3.7. Заземление горных ЛЭП
- Глава 4. О СВОЙСТВАХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ
- ГЛАВА 5. О ПРИРОДЕ ПЕРЕДАЧИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ПО ЛЭП
- ГЛАВА 6. РАСЧЕТ РЕЖИМОВ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
- 6.1. Расчет дальней сверхвысоковольтной линии электропередачи
- 6.2. О расчете линии, работающей на шины бесконечной мощности
- 6.3. Метод расчета режимов линии электропередачи
- 6.4. Расчет режимов линии с учетом баланса реактивных мощностей
- 6.5. Расчет падения и потери напряжения в линии электропередачи
- ГЛАВА 7. ОБ УСТОЙЧИВОСТИ РАБОТЫ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
- Литература — ЛЭП Кыргызстана
- Заключение
- Глава 8. Нагрузки линий электропередачи
- ГЛАВА 9. ПРИМЕНЕНИЕ ПЕРЕДАЧ ПОСТОЯННОГО ТОКА В ГОРНЫХ УСЛОВИЯХ
- Глава 10. РЕАКТИВНЫЕ МОЩНОСТИ В ЭНЕРГОСИСТЕМЕ
- ГЛАВА 11. УПРАВЛЕНИЕ УРОВНЕМ НАПРЯЖЕНИЯ В УЗЛЕ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ С ПОМОЩЬЮ ГЭС И КОМПЕНСАЦИЕЙ РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ
- ГЛАВА 12. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ КЫРГЫЗСТАНА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ