Качество строительства горных линий электропередачи в значительной степени зависит от организации процесса строительных работ.

Однако рассредоточение объемов строительно-монтажных работ по длине трассы с различными метеорологическими, геологическими и рельефными условиями требует глубокого анализа и обоснования форм их организации. Самой трудоемкой задачей является доставка оборудования и материалов в район трассы, а также ограниченность использования механизмов. Требуется, помимо обычных транспортно-строительных дорог предусматривать специальные подъездные дороги, а там где это невозможно по географическим условиям использовать нетрадиционные методы доставки: с помощью вертолетов и специальных конструкций канатных установок, например типа ПКУ-3, выполняющих функции канатной дороги маятникового типа и кабель-крана. Наиболее перспективно применение вертолетов. Они помимо доставки на трассу частей опор, фундаментов, инструментов и такелажа, могут быть использованы для доставки людей и строительных машин и механизмов. Однако применение вертолетов ограничено из-за высокой стоимости их эксплуатации, небольшой грузоподъемности и погодных условий.

При строительстве горных ЛЭП в отличие от равнинных увеличивается объем земляных и скальных работ, связанных с работами по подготовке трассы и монтажных площадок вблизи пикетов; с необходимостью строительства постоянных и временных дорог и подъездов; временных и постоянных переходов через реки (мостов, бродов); расчисткой крутых склонов гор от нависших глыб, осыпей; сооружением защитных устройств (дамб, отбойных стенок, площадок для груза и других инженерных сооружений).

Один из трудноразрешимых проблем является вопрос организации труда и быта рабочих и ИТР, для чего в объем технологического проектирования ЛЭП должно включаться как обязательный пункт проектирования жилья в виде землянок, блиндажей или домиков (в зависимости от рельефа местности) на 10-15 мест для аварийных бригад и вертолетных площадок.

Особенностью монтажных работ в горных условиях является установка опор на косогорах, как с одинаковой, так и разной длиной стоек и ног. В этих условиях опора должна монтироваться таким образом, чтобы ее траверса оказывалась выше ног. С этой целью используются как рельеф местности, так и специальные подпорки. При невозможности использования гусеничного транспорта, подъем опоры должен осуществляться ручными лебедками. Для определения грузоподъемности вспомогательных механизмов в проектах должны быть произведены специальные расчеты по определению условий в элементах такелажа и опоре во время ее установки.

Определенную трудность в сильно пересеченной местности представляет раскатка, подвески и натяжение проводов. С целью снижения трудозатрат при монтажных операциях подвеска проводов на промежуточных опорах в условиях высокогорья выполняется в зажимах типа ПГУ с роликовыми устройствами, позволяющими отказаться от перекладки проводов из монтажных роликов в поддерживающие зажимы, за счет чего исключается необходимость опускания проводов на землю предотвращения их повреждения.

При работах в труднодоступных местах большую помощь монтажникам могли бы оказать вертолеты, способность которых подниматься по вертикали, «висеть» в воздухе перемещать грузы и монтировать конструкции в недоступных для другого транспорта местах становится особенно ценной. Наиболее приемлемы для этих целей вертолеты, оборудованные внешней подвеской и управляемые специально обученным персоналом, связь с которым осуществляется по радиотелефону.

Установка опоры вертолетом производится следующим образом. Ноги опоры соединяются с фундаментом монтажными шарнирами, к вершине прикрепляется строп. Вертолет плавно набирает высоту и, одновременно перемещаясь в сторону фундамента, устанавливает опору в вертикальное положение, в котором она удерживается с помощью расчалок. После чего строп автоматически открепляется от вертолета. Время подъема одной опоры составляет 3-5 мин (без учета времени на подготовительные работы и на выверку и закрепление опоры).

При монтаже проводов горных ЛЭП необходимо учитывать особое поведение провода, лежащего на монтажных роликах из-за больших продольных уклонов в пролетах и разной их длины, в результате чего искажается расчетное положение провода вследствие его скатывания вниз по уклону. Анализ этого явления требует соблюдения ряда дополнительных мероприятий, обеспечивающих правильный монтаж.

Содержание главы:

Содержание книги:

Статьи и книги по теме: