Свет и тени проекта строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан»

 

Обнадеживающий железнодорожный проект вызывает подозрения в Кыргызстане

Бишкек, Кыргызстан. Правительство Кыргызстана настаивает на том, чтобы строительство железной дороги «Транс-Азия» было ускорено. Но вопрос по поводу объема иностранных инвестиций, который будет необходим центрально-азиатской стране для строительства отрезка железнодорожного полотна, который будет проходить по территории Кыргызстана, вызывает горячие споры.
Законодатели и аналитики утверждают, что для строительства 276 с лишним километров железной дороги, которая соединит Китай, Кыргызстан и Узбекистан и даст не имеющим выхода к морю государствам Центральной Азии доступ к морским портам Китая, а также будет приносить ежегодно 200 миллионов долларов США за транзит, потребуется примерно 2 с лишним миллиарда долларов США.
Кроме того, Министерство транспорта Кыргызской Республики утверждает, что благодаря строительству железной дороги будет создано 20 тысяч рабочих мест, и с началом строительства железной дороги кыргызской стороне будет предоставлено 2700 рабочих мест. Предположительно по железной дороге ежегодно будет проходить 15 миллионов тонн грузов и до 250 тысяч пассажиров.
Но эта небольшая горная страна, которая борется со своим государственным долгом, вероятно, не сможет собрать достаточного количества средств для финансирования своей доли проекта.
Премьер-министр Кыргызстана Омурбек Бабанов предложил сформировать консорциум или совместное предприятие по привлечению финансирования со стороны частных инвесторов, а аналитики отмечают, что наиболее вероятным источником финансирования станет Китай, который как один из крупнейших мировых экспортеров получит большую выгоду от проекта.
Тем не менее, некоторые опасаются цены, которую будет необходимо заплатить Кыргызстану за инвестиции, которые будут направлены на улучшение ветхой транспортной инфраструктуры страны.

Подозрения и сомнения

«Прошлый опыт показывает, что китайские кредиты обычно поставляются вместе с китайской рабочей силой, а это означает, что рабочие места, которые будут созданы в рамках проекта, не будут выгодными для Кыргызстана. Также остается неясным, какой будет доля прибыли от железной дороги Кыргызстана в будущем, если страна не сможет внести существенный вклад в строительство своего отрезка полотна», сказала аналитик «IHS Global Insight» Лилит Геворгян.
В августе Алмазбек Атамбаев, занимавший на тот период пост премьер-министра Кыргызстана, публично предостерег министра природных ресурсов Кыргызстана Замирбека Эсенаманова, чтобы тот не делал поспешных предложений. Во время интервью местным СМИ Эсенаманов предложил, что правительство могло бы привлечь иностранных инвесторов, предложив природные ресурсы Кыргызстана. «Я не подписывал подобного приказа, и никогда не стану этого делать. Конечно, мы нуждаемся в железной дороге, но мы не станем делать этого, и будем действовать не по этой схеме», сказал Атамбаев.
Тем не менее, многие местные жители настроены скептически. Они отмечают заявление Атамбаева о том, что он надеется на завершение проекта во время его пребывания на посту президента. «Наше правительство не заслуживает доверия, вообще никакого, поскольку сегодня оно говорит одно, а завтра делает совершенно другое. На мой взгляд, Кыргызстан может развиваться без китайской железной дороги, он имеет больший потенциал. Власти Кыргызстана лгут людям. Факты очевидны: железная дорога строится для экспорта наших природных ресурсов», сказал бизнесмен Кубат Токсобаев из Иссык-Кульской области, расположенной на северо-востоке Кыргызстана.
Несмотря на нищету, Кыргызстан имеет значительные месторождения золота, урана, редкоземельных металлов и минералов, которые имеют решающее значение в производстве телевизоров с плоским экраном, батарей для телефонов и других высокотехнологичных товаров.
Некоторые жители Кыргызстана отмечают, что Китай жаждет таких ресурсов, как нефть, природный газ и редкоземельные элементы, чтобы подпитывать свою постоянно растущую экономику.
«Вам, наверное, известно такое знаменитое высказывание Мао Цзэдуна: «Куда бы ни ступил китайский солдат, это китайская земля»? Если мы позволим строить китайцам железную дорогу здесь и на их условиях, то они начнут грабить нашу страну», — сказал бывший кандидат в президенты Турсунбай Бакир уулу.

Альтернативный проект

Аналитики утверждают, что есть иностранные лица, которые предпочли бы не видеть расширение влияния Китая в Центральной Азии. «С новой железной дорогой экономическое влияние Китая в Центральной Азии будет увеличиваться, что может быть не по душе России. Но это не будет означать, что Москва будет стремиться к активным действиям по блокированию проекта», сказала Геворгян.
Тем не менее, есть стороны, которые продвигают интересы России по этому вопросу. Бывший советник министра транспорта Казахстана Кубат Рахимов является одним из представителей группы российских и казахских транспортных экспертов, выступающих в пользу альтернативы строительства железнодорожного проекта «Китай-Кыргызстан-Узбекистан».
Рахимов говорит, что благодаря строительству транскыргызской железной дороги «Чуй-Фергана» будут связаны самые плодородные и густонаселенные районы Кыргызстана — Чуйская долина на севере и Ферганская долина на юге – а также будут укреплены связи и торговые отношения с соседними государствами — Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном.
Также она может быть присоединена к китайской железнодорожной сети и к железной дороге, которая будет проходить через Афганистан и Пакистан, говорит он. «Благодаря железной дороге «Чуй-Фергана» Кыргызстан продолжит укреплять свои отношения с традиционными союзниками — Россией, Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном, а также с США и ЕС, которые заинтересованы в геополитическом и геоэкономическом балансе региона», говорит Рахимов.
Он признает, что финансирование является проблемой, и не исключает идею сотрудничества с Китаем по проекту. По его словам, необходимо найти баланс инвестициям, которые будут поступать из стран Европы и таких стран, как Соединенные Штаты, Россия, Южная Корея и Япония.
Тем не менее, для поиска финансирования строительства проекта железной дороги, которая свяжет Китай, Кыргызстан и Узбекистан, в январе правительство Кыргызстана объявило «100-дневный план». Но, несмотря на то, что срок вышеупомянутого плана истек 31 марта, в ближайшее время подписания конкретных соглашений не ожидается.
«Для того, чтобы проект был материализован, необходима сильная и постоянная политическая поддержка всех участников, особенно Кыргызстана. Похоже, что политическая воля присутствует, но потребуется некоторое время, чтобы завершить финансирование этого прибыльного проекта», отметила Геворгян.

Толкун Наматбаева
«Washington Times», 2 апреля 2012 года
Перевод –
«InoZpress.kg»

Статьи и книги по теме:

Посмотреть все записи с меткой: