Ориентация на север («Вечерний Бишкек», 26.06.2012)


Круглый стол в редакции газеты «Вечерний Бишкек» (26 июня 2012)


Ориентация на север

Для того чтобы Кыргызстану стать членом Таможенного союза, необходим так называемый “волшебный пендель”. Такую оригинальную идею озвучил независимый эксперт Кубат Рахимов на круглом столе.

“Выбор Кыргызстана: Китай / Таможенный союз”, инициатором которого выступил Московский институт стран СНГ.

“С кем нужно дружить, чтобы не выглядеть такими всеядными?” — задавались вопросом решительно настроенные эксперты, больше склонявшиеся к пророссийской ориентации. Они приводили свои аргументы. Даже предлагали устроить в Жогорку Кенеше коллективные чтения “Манаса”, подчеркивая, что родина Манаса — российский Алтай. Экономисты и политики сходились во мнении, что Кыргызстан должен отходить от такого понятия, как “Дордойстан”. Следует развивать и наращивать темпы производства. И здесь, очевидно, без вступления в Таможенный союз не обойтись.
Надо сказать, что Россия ревностно относится к нашей дружбе с Китаем. Не зря россияне провалили идею китайцев создать Госбанк ШОС. Ведь благодаря финансовой организации на второй план отодвинется давно ставший политическим рычагом давления Антикризисный фонд ЕврАзЭС. Вот и летят камни в адрес президента Алмазбека Атамбаева, который якобы проявляет “некоторую инертность во внешней политике”. А ведь уже время определиться, по какой дорожке и с кем нам по пути.
— Надо понять, что Кыргызстан — это Европейская Азия, а не задворки СУАР, — заявил на диспуте Кубат Рахимов. — Сегодня отношения между КР и КНР напоминают басню Крылова “Слон и Моська”. Назовите конкретные интеграционные проекты, которые предлагает КНР нашей республике. Только ШОС. Мы постоянно стараемся позиционировать себя как равноправные партнеры, но население всего Кыргызстана меньше, чем в одном Урумчи. Единственное наше преимущество — геополитика. Поэтому вокруг нас ведут игры военно–стратегические и логистические консорциумы, такие как Центр транзитных перевозок в аэропорту “Манас”. Надо определиться, с кем мы и как мы? Если наш выбор — задворки, пожалуйста, туда нам и дорога. Пока страна мечется, время уходит.

— Сегодня в Кыргызстане проходит много диспутов, споров о том, куда движется страна, — отмечает эксперт в КР Института стран СНГ Аза Мигранян. — Этот вопрос интересует всех, начиная с политиков и заканчивая домохозяйками. Патовая экономическая ситуация характерна для республики достаточно долгое время. И однозначно, собственных ресурсов для того, чтобы справиться с проблемами, у нас нет. Необходимо выбирать системную модель экономического сотрудничества, которая позволит реализовать серьезную миссию, реанимации экономической системы. Пока Кыргызстан восприимчив к любым веяниям и предложениям. Мы сотрудничаем, дружим со всеми. Иногда складывается впечатление, что мы всеядны. Но приоритеты должны быть расставлены. Это позволит скоординировать усилия для дальнейшего развития. Тогда мы сможем задавать тон и решать вопросы целенаправленно.
По словам Мигранян, распыление ресурсов на всевозможные проекты не принесет нужного экономического эффекта. “Каковы должны быть взаимоотношения с нашими близкими, менее близкими и далекими партнерами, чтобы был успешный результат от интеграции?” — задается вопросом эксперт.

— В первую очередь усилия должны быть направлены на решение социальных вопросов, — рассказывает Мигранян. — Благодаря этому государство выполнит свою главную миссию — обеспечит достойный уровень жизни. Интеграционные проекты позволят обеспечить водную и энергетическую безопасность. Сохранение и обеспечение продовольственной безопасности. Для достижения этих целей необходимо рассмотреть комплекс интеграционных мероприятий, экономических проектов, сотрудничать с другими странами, вместе с которыми можно будет решить эти вопросы.
— Важно поднять вопросы и водноэнергетической безопасности, — отмечает глава Центра перспективных исследований Сергей Масаулов. — За 20 лет надо было согласовать политику в этом направлении. Но, к сожалению, договоренности достигались не на достаточно высоком уровне. Если мы не сможем договориться сейчас, то впоследствии это за нас сделает природа. Необходим серьезный глобальный и интеграционный проект в этом направлении.

По словам Масаулова, за последние десятилетия республика по своему развитию ушла далеко назад. Малые республики с небольшой экономикой вынуждены отдавать часть своего суверенитета. И тут важно, с кем мы пытаемся договориться для решения основных проблем. Помимо этого, не менее важная проблема — обезлюдивание приграничных территорий. А это очень даже опасно и угрожает государственности.
— Мир стал другим, — взял слово директор Национального института стратегических исследований Мелис Джунушалиев. — Сегодня Кыргызстан самостоятельно определяет траекторию развития. Внешняя политика отражает внутренние процессы, их продолжает. Ясно одно, в одиночку нам не справиться. Поэтому надо интегрироваться. Республике следует выбрать формат и определиться с тем, какие национальные интересы преследует страна объединяясь. Таможенный союз не самоцель, он просто может стать способом решения проблем.

Джунушалиев напомнил, что наши президент и премьер не раз отмечали, что Россия — стратегический партнер Кыргызстана, но это не мешает сотрудничеству с другими странами. Ведь на кону реализация такого важного проекта, как строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. “Говорить о том, что стране надо выбирать одно направление интеграции, неточно”, — считает директор НИСИ.
— Смена власти в 2005 и 2010 годах показала неспособность политической элиты договариваться о стратегических целях, — продолжает Мелис Джунушалиев. — Из–за того, что наблюдается дефицит государственности, практически разрушена вертикаль власти. Другая проблема — дефицит справедливости. В итоге важные решения принимаются без учета последствий. Не учитывается мнение населения. Необходимо принять меры, чтобы защитить население, бизнес, создать условия для поиска новой ниши в Евразийском союзе.

А пока политическая элита — как Лебедь, Рак и Щука. В стране нет четкой экономической политики. Одни тянут вправо, другие — влево, третьи идут прямо. Но ведь, пользуясь своими преимуществами, страна может стать связующим звеном, хабом между Западом и Востоком. “Мы сможем получать деньги от транзита товаров, пассажиров. Возможно, будет реализован проект финансовой биржи, которая станет связующим звеном между Западом и Востоком”, — считает директор НИСИ.
— В Кыргызстане существует дефицит государственности и справедливости, — сетует Джунушалиев. — Чиновники не могут определиться по поводу будущей интеграции. Не решен вопрос, по какому пути пойдет страна дальше. Власть разделена на несколько лагерей. И это мешает двигаться по правильному пути. Кроме того, принимая важные решения, никто не считается с народом. Это неправильно. Невозможно принимать важные государственные решения и не знать, как население отнесется к ним.
Председатель парламентского комитета по бюджету и финансам Ахматбек Келдибеков переживает, что за двадцать лет независимости было подписано и ратифицировано немало соглашений, которые так и остались на бумаге:

— Власть меняется, и новые руководители, определяясь с векторами сотрудничества, потом легко меняют свою позицию. В итоге из одной крайности начинаем метаться в другую. Как говорят, “халва, халва, а во рту слаще не становится”. Все обещают сделать экономику “конфетно–мармеладной”, но не получается. Беда в том, что до сих пор мы не изучили даже структуру ВВП. Как при таком раскладе выбрать партнеров для сотрудничества?
…Сегодня отсутствие внятной концепции экономического развития, внешнеэкономической политики создали благоприятную почву для бесконечных дискуссий по выбору приоритетного партнера Кыргызстана. Потенциальные перспективы, угрозы и выгоды в области международной торговли, инфраструктурных проектах, вопросах регулирования миграционных потоков обусловливают формат и динамику экономического развития внутри страны. Периодические декларации дружбы и сотрудничества с различными странами формируют эффект упущенных выгод. Поэтому осмысленная концепция внешнеэкономической политики крайне необходима для участия в интеграционных процессах с определенным и постоянным кругом партнеров.
При этом невнятная политика привлечения финансовых ресурсов привела к огромному внешнему долгу и неэффективности используемых средств. В такой нелегкой ситуации нам надо не выбирать, а следует впрыгивать в Таможенный союз. Необходимо как можно быстрее интегрироваться. Иначе страна в третий раз попадет в очередную встряску. Не зря, как отметил Сергей Масаулов, “наши мигранты уже давно выбрали страну, с которой хотят дружить”.

Политикам тоже надо это осознать и принять решение. Кстати, предприниматели с рынка “Дордой” быстро сориентировались и уже строят аналогичный рынок на окраине Москвы. Пора сделать шаг навстречу, а не растерянно стоять на распутье и смотреть на былинный камень Ильи Муромца. В нашем случае куда ни пойдешь — все равно чудес не найдешь. Настало время реально смотреть на вещи. Страна обязана определиться. Ведь интеграция на север отнюдь не означает, что мы не должны сотрудничать с другими. Главное — грамотно сформулировать национальные интересы.

 

Ирэн СААКЯН

Статьи и книги по теме:

Посмотреть все записи с меткой: