Широкие туннели в проекте железной дороги сочли тактическим ходом Китая

Press-reliz20041012

«В том, что Китай настаивает на строительстве туннелей с высокой пропускной способностью на железнодорожной ветке Китай — Кыргызстан — Узбекистан, я вижу больше тактический, чем практический ход», — заявил «ВБ» эксперт по инфраструктурным проектам Центральной Евразии, автор книги «Строительство транскыргызской железной дороги Чуй — Фергана» Кубат Рахимов.

По его мнению, то, что ТЭО данной железнодорожной ветки пока не одобрено правительством, еще не говорит о том, что этого не произойдет в ближайшем будущем. Эксперт видит несколько проблем в данном проекте, в том числе и его, как считает он, «крайне завышенную стоимость» – около $7 млрд.

«Такая проектная стоимость складывается из-за того, что китайская сторона настаивает на строительстве туннелей с высокой пропускной способностью, чтобы могли проходить контейнеры в два ряда. Но я в этом вижу все-таки тактический ход, чтобы проходила спецтехника, которая в основном носит не гражданский характер, а военный. Во-вторых, давление гражданского общества и противников строительства китайской железной дороги вынудило апологетов этой ветки говорить о том, что она соединяет север и юг страны. При том, что на самом деле для китайской стороны это всегда было вторично. Им было важно выйти в Ферганскую долину кратчайшим путем через Кыргызстан», — отметил Рахимов.

Он также подчеркнул, что именно давление общества привело к тому, что сейчас и Министерство транспорта и коммуникаций КР, и госпредприятие «НК «Кыргыз темир жолу» придерживаются версии, что «китайцы одним махом разрубят кучу узлов и одним выстрелом убьют двух зайцев — объединят север с югом, и одновременно через Кыргызстан пройдет трансазиатская железнодорожная магистраль».
Напомним, в правительстве говорили, что строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан окупит себя за 10 лет. Кроме того, на этапе строительства дороги ожидается создание 20 тыс. новых рабочих мест, при эксплуатации планируется трудоустроить 2,7 тыс. человек. Премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев призвал страны ШОС финансировать железную дорогу Китай — Узбекистан на саммите в декабре 2012 года. Однако позднее ТЭО строительства ККУЖД правительством поддержано не было из-за завышенной проектной стоимости.
Эксперты же настроены по отношению к проекту критически. Кубат Рахимов в интервью «ВБ» назвал проект геополитическим мифом и «прогибом» властей Кыргызстана перед Китаем. Он убежден, что в настоящее время необходимо обсуждать не строительство железной дороги само по себе, а вектор развития Кыргызстана в целом.
Президент Института общественной политики Муратбек Иманалиев считает, что данное строительство «проталкивает» правительство Кыргызстана. Эксперт Института стран СНГ Григорий Михайлов напомнил, что в проекте китайской железной дороги нашли ряд несоответствий, в частности, остается открытым вопрос финансирования.

Источник: http://www.vb.kg/226711

Статьи и книги по теме:

Посмотреть все записи с меткой: