«В случае если Кыргызстан не сможет каким-то образом откупиться от назойливых китайских товарищей, то они могут предъявлять права с ущемлением суверенитета» — так «ВБ» прокомментировал желание Китая строить железнодорожную ветку Китай — Кыргызстан — Узбекистан (ККУЖД) эксперт по инфраструктурным проектам Центральной Евразии, автор книги «Строительство транскыргызской железной дороги Чуй — Фергана» Кубат Рахимов.

Он отметил, что при условии строительства железнодорожной ветки по принципу концессионного государственно-частного партнерства Кыргызстану грозит нарушение суверенитета со стороны китайских соседей, которые, в конце концов, могут претендовать на железнодорожную ветку.
«Бизнес в Китае привязан к финансированию и фондированию со стороны государственного банка, соответственно любой мало-мальски грамотный бизнесмен может построить своеобразную цепочку, когда некая частная фирма берет деньги у второй, та — еще у одной, но, в конце концов, этот кредит дает именно Госбанк КНР. То есть фактически может произойти рейдерство. Например, одна фирма не выполнит обязательства перед другой, а конечным бенефициаром проекта оказывается, допустим, Китайский госбанк, то есть сам Китай. Был частный концессионер, который в одночасье превратился в правительственный», — предположил Рахимов.

Эксперт добавил, что в таком случае Госбанк Китая может предъявить концессионный договор, обязательства по которому не были выполнены, и в итоге железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан окажется в руках у официального Пекина. 
«Такой вариант возможен. Это рейдерская схема. Это худший вариант, но есть риск того, что он случится. Любой международный юрист может это подтвердить», — подытожил Рахимов. 
Напомним, китайская компания «Чайна роуд» подготовила ТЭО на строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. В правительстве страны говорили о том, что железнодорожная ветка окупит себя за 10 лет. Кроме того, на этапе строительства ожидается создание 20 тыс. новых рабочих мест, при эксплуатации планируется трудоустроить 2,7 тыс. человек. Премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев призвал страны ШОС финансировать железную дорогу Китай — Узбекистан на саммите в декабре 2012 года. Однако позднее представленное ТЭО правительством поддержано не было из-за его завышенной стоимости.
Эксперты критически настроены относительно этого проекта. Рахимов в интервью «ВБ» назвал проект геополитическим мифом и «прогибом» властей Кыргызстана перед Китаем; президент Института общественной политики Муратбек Иманалиев считает, что данное строительство проталкивает правительство. Эксперт Института стран СНГ Григорий Михайлов напомнил, что в проекте китайской железной дороги нашли ряд несоответствий, в частности, остается открытым вопрос финансирования.

URL: http://www.vb.kg/226750

Статьи и книги по теме: