СЭЗ в Согдийской области — концепция по созданию ТЛЦ в Ферганской долине

 

SEZ

 

А. Данков, С. Брагин, Г. Кошлаков,

К.Рахимов, М.Тураева, Ю.Шевцов

“СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА В СОГДИЙСКОЙ ОБЛАСТИ
– КОНЦЕПЦИЯ ПО СОЗДАНИЮ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
В ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЕ”

 

  1. Введение

 

Находящаяся на территории исторической Согдианы, Согдийская область расположена на северо-западе страны. В ней проживают 30% населения Таджикистана, одна треть пахотной земли находится на ее территории и область производит две трети ВВП страны. Согдийская область граничит с Джизакской, Намаганской, Самаркандской и Ферганской областями Узбекистана, а также Ошской и Баткенской областями Кыргызстана. Крупнейшая река Центральной Азии, Сырдарья, протекает через область.

Столица области, Худжанд, хорошо связана автомобильными и железными дорогами с остальной частью Ферганской долины (Таджикистаном, Узбекистаном, Кыргызстаном), а также имеет отличное железнодорожное сообщение с Казахстаном и Россией через Ташкент, с Ираном и его портами, а также с Афганистаном. Текущая реконструкция дорожной сети в Кыргызстане значительно улучшит связь города и области с Китайской Народной Республикой.

В целом, Согдийская область имеет отличный потенциал для увеличения своей роли в качестве основного торгового и промышленного центра Центральной Азии. Для того чтобы развить этот потенциал, была создана Свободная Экономическая Зона (СЭЗ) «Сугд» в соответствии с приказом № 277 Правительства Республики Таджикистан от 2 мая 2008 года. Одним из главных приоритетов для Согдийской СЭЗ является создание благоприятных условий для развития межрегиональной торговли посредством предоставления налоговых и таможенных льгот лицам, действующим в СЭЗ, а также поддержка экономическими связями между предприятиями на региональном уровне.

Создание Центра логистики и транспорта в СЭЗ является одной из первоочередных задач СЭЗ, с учетом стратегического расположения Худжанда на перекрестке крупнейших железнодорожных и автомобильных коридоров в Ферганской долине.

Администрация СЭЗ Согдийской области ставит перед собой следующие цели для планируемого центра логистики в СЭЗ:

  • Создание благоприятных условий для развития межрегиональной торговли, поддержка бизнес-структур на территории СЭЗ;
  • Помощь в реорганизации и модернизации инфраструктуры СЭЗ Согдийской области;
  • Создание региональной базы данных о торговых и производственных компаниях и сети транспортных компаний и операторов по логистике, более тесное сотрудничество между центрами логистики и транспорта в Центрально Азиатских странах, России, Китае, Европейском Союзе, Ближнем Востоке, Индии, Иране и Афганистане;
  • Применение самой современной техники и инновационных технологий и привлечения инвестиций;
  • Повышение профессиональной квалификации специалистов через доступные и современные методы обучения, и консультирования в области менеджмента, маркетинга и специфических знаний;
  • Создание новых рабочих мест;
  • Производство и продвижение конкурентоспособных услуг;
  • Устойчивое развитие СЭЗ и Согдийской области

 

ЦЕЛИ и Задачи исследования Согласно ТЕХНИЧЕСКОМУ ЗАДАНИЮ

Целевая группа: СЭЗ «Сугд», Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ), Министерство транспорта и коммуникаций Республики Таджикистан

Территория: Таджикистан (и ключевые торговые страны партнеры — Россия, Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан, Китай, Афганистан)

Цель проекта заключается в изучении роли предлагаемого транспортно-логистического центра (ТЛЦ) в развитии региональной торговли и подготовке технико-экономического обоснования для его создания.

Экономический и торговый анализ для создания ТЛЦ

В ходе первого этапа, будет проведен анализ необходимость создания ТЛЦ в СЭЗ «Сугд». После проведения такого анализа, исполнитель должен подготовить отчет, в котором будет объясняться, почему необходим ТЛЦ, и как региональная экономика выиграет от этого. Во время проведения этого анализа, исполнитель не должен обращать большое внимание на существующие физические и нефизические барьеры для свободной торговли. Вместо этого, в отчете следует больше уделять внимания потребности в долгосрочном развитии торговли и логистической сети в регионе (до 15 лет). Для этой цели, исполнитель должен провести оценку сильных сторон и потенциал региона для того, чтобы тот стал активным партнером в международной и региональной торговле и, соответственно, определить влияние СЭЗ и предлагаемого ТЛЦ на данный процесс. Этот этап должен включать следующие мероприятия:

Анализ существующих и прогноз будущих региональных объемов торговли и транспортных потоков через Согдийскую область, в том числе:

  • Анализ регионального промышленного и сельскохозяйственного секторов,
  • Основные направления и объемы торговли
  • Анализ потребительской/клиентской базы и прогноз потребительского и коммерческого спроса в регионе
  • Транзитные потоки

Анализ спроса на услуги логистики в регионе (Центральная Азия и в частности Ферганская долина) со стороны:

  • Сырьевого сектора
  • Сельскохозяйственного сектора
  • Пищевой промышленности
  • Сектора потребительских товаров
  • Других секторов экономики

Совместно с администрацией СЭЗ Согдийской области, определить до 10 ключевых потребителей и подготовить тематические исследования (case study) с целью продемонстрировать, каким образом эти компании смогут получить выгоду от нового ТЛЦ.

Определить основные физические процессы и информационные потоки ТЛЦ СЭЗ «Сугд», в том числе:

  • Определить ключевые логистические услуги и операционные модели для различных клиентских групп
  • Подготовить сценарии по использованию (модель загрузки) логистического узла при различных ценах на ключевые услуги

 

В конце первого этапа должен быть подготовлен отчет, который даст возможность составить четкое представление о целях и выгодах ТЛЦ в СЭЗ «Сугд» и определить основной функционал и объем операций в данном центре.

 

 

 

8. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО ОТЧЕТУ

 

Основные объемы транспортных перевозок в регионе будут касаться товаров, связанных с интенсификацией сельскохозяйственного производства и рынком продовольствия.

СЭЗ «Сугд» и ТЛЦ СЭЗ должны вписываться, прежде всего, в этот – наиболее важный для региона – экономический процесс.

Главные мощности ТЛЦ должны быть приоритетно ориентированы на обеспечение потребностей с/х производства в Узбекистане, южном Таджикистане и южной Киргизии.

ТЛЦ должен ориентироваться на комплексное обслуживание непосредственно связанных с ним крупных сельских хозяйств, а именно предоставлять им услуги в области:

—               поставки удобрений и сельскохозяйственной техники;

—               переработки сельскохозяйственных продуктов этих хозяйств;

—               реализации продукции через связанную с СЭЗ товаропроводящую сеть;

—               предоставления финансовых услуг, особенно в части кредитования всех видов производственной деятельности, строительных программ;

—               оказания помощи в разрешении административных проблем (пересечения границы, решения некоторых вопросов снабжения водой и т.д.).

Таким образом, ТЛЦ должен быть ориентирован, прежде всего, на вклинивание в транспортно-логистические процессы, обеспечивающие функционирование экономики региона. Транзитные и экспортные, выходящие за пределы региона товарные потоки могут быть важными на первых этапах функционирования ТЛЦ. Но, в конечном счете, они должны стать второстепенными по сравнению с обслуживанием товарных потоков, связанных с интенсификацией сельского хозяйства региона и обслуживанием потребностей растущего населения местных городов.

Регион уже сейчас не может полностью обеспечить свои потребности в углеводородах. С ростом численности населения, потребность в топливе будет возрастать, что приведет к увеличению объемов его импорта. В этих условиях появляется возможность встраивания ТЛЦ региональную  и межрегиональную систему транспортировки углеводородного сырья (уголь, нефть и нефтепродукты, газ).

Несмотря на медленные темпы урбанизации в регионе абсолютная численность населения городов увеличится более чем на 50%, что неизбежно повлечет за собой изменение потребительских предпочтений и рост спроса на потребительские товары (одежда, обувь, мебель, предметы из пластика, детские коляски, игрушки, игры и спорттовары, сантехнические, нагревательные и осветительные изделия) невысокой стоимости.

Таким образом, рост объемов строительства и спроса на строительные материалы является главным трендом на ближайшие 15-20 лет. В связи с этим особое значение имеет специализация СЭЗ «Сугд» на производстве и поставке стройматериалов для сельского (жилищного, дорожного, объектов промышленного сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции) и городского (жилье, объекты социальной и коммунальной инфраструктуры) строительства.

Встраивание ТЛЦ в существующие и будущие транспортные потоки позволит предприятиям СЭЗ и всей экономике Согдийской области успешно решить проблемы снабжения и вывода продукции на региональный рынок: Таджикистана, прилегающих областей Узбекистана, южной Киргизии, прилегающих районов Афганистана.

Определена ориентация ТЛЦ на следующие товарные группы:

—               товаров народного потребления и хозяйственного назначения (предметы одежды, обувь, мебель, предметы из пластика, детские коляски, игрушки, игры и спорттовары, сантехнические, нагревательные и осветительные изделия и т.д.);

—               сельскохозяйственных грузов (бахчевые, овощные, фруктовые, консервированные, сухофрукты, скоропортящиеся и т.д.);

—               пищевых продуктов (говядина, баранина, мясо птицы, молоко и молочные продукты);

—               зерновых грузов (пшеница, рис, комбикорма оптовыми товарными партиями);

—               строительных грузов (цемент, кирпич, керамическая плитка, гипсокартон, напольные покрытия, кровельный материал);

—               черных и цветных металлов, включая метизы различного назначения;

—               технологического оборудования (машины и механизмы различного назначения, оборудования и оснастки);

—               топливно-энергетических продуктов (уголь, нефть и нефтепродукты, нефтехимическая продукция промышленного назначения);

—               химических грузов и минеральных удобрений (в первую очередь калийные и фосфорные удобрения);

—               хлопка и производных его передела (хлопок-волокно, пряжа, линт, текстильные изделия и т.д.).

На территории ТЛЦ специализированные площади и помещения должны учитывать соблюдение требований для их хранения и обеспечению безопасности. ТЛЦ после полного ввода в строй должен включать в себя:

—               терминал для готовых продовольственных продуктов;

—                терминал для зерновых грузов с соответствующим оборудованием и резервуарами;

—               терминал для скоропортящихся продуктов с холодильными камерами;

—                терминал для размещения и хранения машин, механизмов и разного технологического оборудования;

—               терминал для хранения и обработки химических грузов, минеральных удобрений;

—               терминал для обработки и хранения нефтепродуктов и сжиженного газа.

—               хлопковый терминал, где хлопковые грузы могут складироваться и храниться в закрытых помещениях или на открытых площадках под навесом с соблюдением требований пожарной безопасности и других условий;

—               терминал для строительных грузов, разные виды которых должны быть размещены в отдельной зоне с разбивкой по видам: упакованные в различной таре или на поддонах, в мешках, навалочные, сыпучие и др.;

Надо также исходить из продолжающегося роста численности населения Согдийской области, особенно ее городов, и увеличивающихся потребностей ее  экономики.

ТЛЦ на этой стадии должен развивать модули, которые обслуживают  в порядке импортозамещения поставку в Согдийскую область и в Таджикистан в целом:

  1. товаров народного потребления,
  2. продуктов, прежде всего, мясных, молочных, хлебобулочных изделий.
  3. сельскохозяйственной техники,
  4. удобрений и бытовой химии,
  5. строительных материалов.

Таким образом, на начальной стадии существования ТЛЦ необходимы модули:

  1. товаров народного потребления,
  2. продуктов, прежде всего, мясных, молочных, хлебобулочных изделий.
  3. сельскохозяйственной техники,
  4. удобрений и бытовой химии,
  5. строительных материалов,
  6. фрукты и сухофрукты,
  7. текстиль

В ТЛЦ уже на первой стадии необходимы:

  1. Пункт таможенного оформления товаров,
  2. СТО для автомобилей,
  3. Заправочная станция
  4. Гостиница для водителей,
  5. Ресторан быстрого питания и зона отдыха для водителей,
  6. Административный комплекс с офисными помещениями для транспортных фирм,
  7. Узел связи и информационный центр, занятый обеспечением оптимальных условий перевозок в регионе.
  8. Не исключено, в итоге именно Информационный центр окажется наиболее прорывной частью всего ТЛЦ, обеспечивающей ему наибольшую конкурентоспособность в регионе всей Центральной Азии.

Логистический центр станет значительной частью регионального и государственного плана развития Республики Таджикистан, являющегося основой всей инфраструктуры и региональных структур и политики. Государство и местные власти, однако,  должны будут понести расходы по приобретению земельной собственности, улучшению почвы, прокладке подъездных путей, строительству железнодорожных путей. В этом случае проект создания ТЛЦ на территории СЭЗ Сугд  будет экономически и финансово жизнеспособным.

Таким образом, проведенный экономический и торговый анализ создания транспортно-логистического центра показывает, что Согдийская область имеет отличный потенциал для увеличения своей роли в качестве основного торгового и промышленного центра Центральной Азии.

Транспортно-логистический центр в свободной экономической зоне «Сугд» представляет собой самодостаточный, рентабельный проект, имеющий большое значение в региональном масштабе. ТЛЦ призван обеспечивать не только потребности субъектов СЭЗ, предприятий Согдийской и других областей Республики Таджикистан, но и стать важным и востребованным функционалом в масштабах такого макрорегиона, как вся Центральная Евразия.

 

 

Скачать полную версию (pdf, 1.4 МБ)

Статьи и книги по теме:

Посмотреть все записи с меткой: