В первых материалах цикла (здесь и здесь) речь шла о распиаренном проекте строительства железнодорожной магистрали Китай – Кыргызстан – Узбекистан. Но в Национальной стратегии устойчивого развития КР на 2013-2017 гг. отмечен и альтернативный железнодорожный путь, который соединит север и юг республики. Несмотря на многие неоспоримые выгоды от строительства внутренней ветки, известно о ней крайне мало. Ни депутаты, ни кыргызское экспертное сообщество внимания данному проекту не уделяют. Даже внушительная сумма гранта на строительство ветки север — юг не прибавила проекту популярности.
О сценариях развития железнодорожной сети Кыргызстана после строительства железной дороги север – юг размышляет эксперт по инфраструктурным проектам Центральной Евразии, автор книги «Строительство транскыргызской железной дороги Чуй — Фергана «Кубат Рахимов.

Другим путем

Сейчас в Кыргызстане практически не обсуждается альтернативный железнодорожный проект Транскыргызской меридиональной железной дороги. Но он, по сути, соединяет две долины — Чуйскую и Ферганскую, то есть север и юг страны. При строительстве этой ветки Кыргызстан получает возможность развиваться в более перспективном направлении – на север евразийского континента, к Казахстану и Урало-Сибирской части России.

В советские годы южную и северную части нашей республики соединяли Среднеазиатская и Алма- Атинская железные дороги. В то время не было границ, не было таможенного и пограничного контроля. Сейчас преодолеть этот железнодорожный маршрут неимоверно сложно: нужно пять раз пересечь границу, то есть десять раз столкнуться с контролем различных служб.

Дорога север – юг станет своего рода «железной заплаткой» на разрывающемся Кыргызстане. Если не будет этой железнодорожной магистрали, страна продолжит идти к дезинтеграции.

После вступления Кыргызстана в Таможенный союз и Единое экономическое пространство, перед нами откроются рынки России, Казахстана и Беларуси. Кыргызстанские товары и сами кыргызстанцы смогут беспрепятственно перемещаться по огромному пространству от Бреста до Находки, от Баткена до Мурманска. Товары нашего производства и сейчас востребованы именно в этих странах, а не в Китае или Узбекистане. Проект Транскыргызской железной дороги напрямую связан с вступлением республики в ТС. Это интеграционный проект, который позволит Кыргызстану войти в союз полноправным партнером, а не в качестве попрошайки.

Любовь — кольцо

Эта дорога даст выход практически изолированному Таджикистану к железнодорожному сообщению в регионе. Соединит Согдийскую область этой республики с Ферганской долиной и далее через Таласскую долину даст выход на казахстанский город Тараз, затем на станцию Луговую, откуда грузы и люди имеют возможность попасть как в Бишкек, так и в Алматы. Эта железнодорожная магистраль охватит, по самым скромным подсчетам, 20 млн человек экономически активного населения.

Строительство меридиональной Транскыргызской железной дороги свяжет четыре центральноазиатские страны из пяти.

Это дорога позволит обеспечить стабильность в регионе. Все дороги идут вокруг нас полукольцом. Нам необходимо просто их соединить. Дорога Казахстан – Кыргызстан — Таджикистан также проложена в виде полукольца, которое замыкает уже имеющиеся вокруг Кыргызстана дороги и создает Центральноазиатское железнодорожное кольцо.

В советское время железнодорожные маршруты не учитывали нарисованные границы между союзными республиками. Однако после распада СССР узбекско-таджикские проблемы обозначились весьма серьезно. Гражданская война в Таджикистане, которая унесла жизни 150 тыс. людей, во многом спровоцирована противостоянием с Узбекистаном. После периода затишья отношения между странами вновь обострились. Не так давно узбекская сторона вообще разобрала железнодорожные пути, которые ведут в сторону Таджикистана, оставив несколько его южных областей без доступа к железной дороге.

Если мы построим железнодорожную магистраль, соединяющую север и юг Кыргызстана, и замкнем Центральноазиатское дорожное кольцо, то Казахстан, контролирующий две точки входа в Ферганскую долину, и Кыргызстан, через который пройдет восточное полукольцо, смогут выполнять роль модераторов и даже фасилитаторов конфликтных процессов в Ферганской долине.

Ориентация — север

По моему убеждению, Кыргызстан нуждается не столько в Китайско-Узбекской железной дороге, сколько в Транскыргызской. Мы были частью большой страны, сейчас являемся составляющей единого евразийского пространства. Генетическая память кыргызов хранит информацию о дороге север — юг. Кыргызский Каганат был гораздо севернее современного Кыргызстана. Манас родился на Алтае, Енисей (Энесай) — прародина кыргызов — находится в Сибири. Нужно верить внутреннему компасу народа. Кыргызстан сейчас не нуждается только в транзитной дороге восток — запад, республика нуждается в соединении разделенных частей страны, то есть север — юг.

Считаем плюсы

После строительства этого «железного обруча» Кыргызстан не станет субъектом геополитики, он останется объектом, но уже в более выгодном положении. Мы обеспечим юг страны свободным доступом на рынки южного Казахстана, Урало-Сибирской агломерации. Это важно для нашего сельского хозяйства, занимающего второе место после золота в структуре кыргызстанского экспорта. Это также важно для возрождающегося легпрома. И тем более важно для наиважнейшей статьи экспортных доходов страны – экспорта трудовой силы. Жителям густонаселенной Ферганской долины будет гораздо легче добираться до регионов Урала и Сибири, где наблюдается дефицит рабочей сели. Это ослабит и социальную напряженность в регионах.

Более того, капитализация всех месторождений, которые лежат вдоль данной железной дороги, возрастает в десятикратном объеме.

Вам же лучше

Национальные элиты должны прийти к пониманию необходимости быть совладельцами долгоиграющего бизнеса. Разработка месторождений может дать экономический эффект гораздо больший, нежели единовременная выгода от продажи. Государство должно поощрять создание энерго-горно-металлургических кластеров, то есть «месторождение – дешевая электроэнергия – железная дорога – ГОК – металлургическое производство». Вместе это дает уникальную возможность создавать на территории Кыргызстана крупные энергоемкие производства. Кыргызстан не страна-транзитчик, наша республика – страна-производитель, которая умеет разумно и выгодно пользоваться природой и людским потенциалом. Кыргызстан как сплав национальностей, живущих на его территории, никогда не был торгашеским. Нам необходимо вернуться на исходный этноэкономический вектор, нужно создавать ветвь развития, которая будет открывать дорогу тем инвесторам, которые произведут конечный продукт в Кыргызстане, другими словами — полностью запретить вывоз сырья и выйти на новый уровень реиндустриализации.

Вопрос со строительством железных дорог нужно решать в рамках интеграции Кыргызстана в Таможенный союз, и этот вопрос уже сейчас, на первом этапе, нужно делегировать нашим партнерам по евразийской интеграции, то есть России, Казахстану и Беларуси — выгодно ли в рамках большого Таможенного союза иметь еще один выход на Китай?

Железная дорога, соединяющая Чуйскую и Ферганскую долины, станет важнейшим элементом континентального меридионального мегапроекта – строительства Индо-Сибирской железнодорожной магистрали, которая соединит Сибирь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Афганистан с Индостаном и Индией и позволит выйти к побережью Индийского океана.

Путь здравого смысла

В первую очередь сейчас нам нужно поднимать юг Кыргызстана. Промышленности в республике практически не осталось. Ее мы можем поднять в двух направлениях – аграрная промышленность, то есть переработка сельхозпродукции с последующим экспортом туда, где нас ждут – рынки Казахстана и России. Второе направление – разработка полезных ископаемых и создание производства по переработке этих полезных ископаемых в продукцию высокого передела, а еще лучше — в конечный продукт. Альтернативная китайскому проекту железнодорожная магистраль, соединяющая юг и север, пройдет по маршруту строительства новых каскадов ГЭС Кыргызстана, что, как и в случае с полезными ископаемыми, повысит интерес зарубежных инвесторов к разработке и строительству ГЭС. Электроэнергия нужна, чтобы поднимать отечественную промышленность. Появится возможность запуска в Кыргызстане мощнейшего энергоемкого металлургического производства. От строительства же китайской железной дороги будут усиливаться диспропорции официально и реально ввозимых в Кыргызстан товаров, теневой бизнес будет активно развиваться.

В отношениях все должно быть взаимовыгодно. Сейчас же Кыргызстан является крупнейшим нетто-экспортером (существенное превышение объема экспорта над объемом импорта. – vb.kg ) китайской продукции. Китай при этом в нашей республике желает закупать только металлолом и руду. В то же время правительство Кыргызстана активно зовет российских инвесторов на рынок Кыргызстана. Мы заинтересованы, чтобы Россия разрабатывала месторождения и инвестировала в энергетику, а также в строительство Транскыргызской железной дороги север – юг КР. Поэтому необходимо быть крайне осторожными в развороте курса страны. Находясь в условиях новой геополитической «Большой игры», нужно идти по пути здравого смысла, а не делать ставку на нечто новое и неизведанное.

 

URL: http://www.vb.kg/215119

Статьи и книги по теме: