30.04.13

Такое заявление сделал в разговоре с «ВБ» эксперт по инфраструктурным проектам Центральной Евразии, автор книги «Строительство транскыргызской железной дороги Чуй — Фергана» Кубат Рахимов.

По его словам, источник финансирования для строительства ККУЖД – еще один большой вопрос, который возникает при рассмотрении проекта.»Кыргызстан закредитован по самое не хочу. Под правительственные гарантии денег уже никто не даст. Здесь на страже стоит МВФ, и пока КР находится под внешним управлением международных финансовых организаций, как бы это ни парадоксально было, никто кредит на строительство этой железной дороги под госгарантии не даст», — сказал Рахимов.

Он подчеркнул, что остается два варианта финансирования – либо приход частного инвестора в чистом виде, либо строительство по принципу государственно-частного партнерства, который, как правило, является концессионным.

«Но многие забывают о том, что концессия в большинстве своем подразумевает одну очень жесткую вещь: пока концессионер не отобьет свои деньги, он ничего не будет платить государству. И когда говорят, что через какое-то время дорога перейдет в собственность Кыргызстана, хочется верить, что мы доживем до этого момента. Никто не будет вкладывать в проект с окупаемостью в 50-60 лет.

Даже если кто-то, не дай Бог, и заложит эти деньги, то он будет считать каждую копейку и прикладывать максимум усилий, чтобы минимизировать затраты налогов, каких-то отчислений в бюджет», — уверен Рахимов. Он уточнил, что в результате Кыргызстан будет иметь только косвенное участие по отношению к ККУЖД. То есть страна будет, к примеру, получать налоги от разработки китайцами месторождений, а доходы от транзита при этом практически полностью будут уходить концессионеру.Напомним, китайская компания «Чайна роуд» подготовила ТЭО на строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан.

В правительстве страны говорили о том, что железнодорожная ветка окупит себя за 10 лет. Кроме того, на этапе строительства ожидается создание 20 тыс. новых рабочих мест, при эксплуатации планируется трудоустроить 2,7 тыс. человек. Премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев призвал страны ШОС финансировать железную дорогу Китай — Узбекистан на саммите в декабре 2012 года. Однако позднее представленное ТЭО правительством поддержано не было из-за его завышенной стоимости.Эксперты критически настроены относительно этого проекта. Рахимов в интервью «ВБ» назвал проект геополитическим мифом и «прогибом» властей Кыргызстана перед Китаем; президент Института общественной политики Муратбек Иманалиев считает, что данное строительство проталкивает правительство. Эксперт Института стран СНГ Григорий Михайлов напомнил, что в проекте китайской железной дороги нашли ряд несоответствий, в частности, остается открытым вопрос финансирования.

 

URL: http://www.vb.kg/226715

Статьи и книги по теме: