Концепция по созданию транспортно-логистического Центра в Ферганской долине. Свободная экономическая зона в Согдийской области.

(ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО ОТЧЕТУ)

 

Основные объемы транспортных перевозок в регионе будут касаться товаров, связанных с интенсификацией сельскохозяйственного производства и рынком продовольствия.

СЭЗ «Сугд» и ТЛЦ СЭЗ должны вписываться, прежде всего, в этот – наиболее важный для региона – экономический процесс.

Главные мощности ТЛЦ должны быть приоритетно ориентированы на обеспечение потребностей с/х производства в Узбекистане, южном Таджикистане и южной Киргизии.

ТЛЦ должен ориентироваться на комплексное обслуживание непосредственно связанных с ним крупных сельских хозяйств, а именно предоставлять им услуги в области:

—               поставки удобрений и сельскохозяйственной техники;

—               переработки сельскохозяйственных продуктов этих хозяйств;

—               реализации продукции через связанную с СЭЗ товаропроводящую сеть;

—               предоставления финансовых услуг, особенно в части кредитования всех видов производственной деятельности, строительных программ;

—               оказания помощи в разрешении административных проблем (пересечения границы, решения некоторых вопросов снабжения водой и т.д.).

Таким образом, ТЛЦ должен быть ориентирован, прежде всего, на вклинивание в транспортно-логистические процессы, обеспечивающие функционирование экономики региона. Транзитные и экспортные, выходящие за пределы региона товарные потоки могут быть важными на первых этапах функционирования ТЛЦ. Но, в конечном счете, они должны стать второстепенными по сравнению с обслуживанием товарных потоков, связанных с интенсификацией сельского хозяйства региона и обслуживанием потребностей растущего населения местных городов.

Регион уже сейчас не может полностью обеспечить свои потребности в углеводородах. С ростом численности населения, потребность в топливе будет возрастать, что приведет к увеличению объемов его импорта. В этих условиях появляется возможность встраивания ТЛЦ региональную и межрегиональную систему транспортировки углеводородного сырья (уголь, нефть и нефтепродукты, газ).

Несмотря на медленные темпы урбанизации в регионе абсолютная численность населения городов увеличится более чем на 50%, что неизбежно повлечет за собой изменение потребительских предпочтений и рост спроса на потребительские товары (одежда, обувь, мебель, предметы из пластика, детские коляски, игрушки, игры и спорттовары, сантехнические, нагревательные и осветительные изделия) невысокой стоимости.

Таким образом, рост объемов строительства и спроса на строительные материалы является главным трендом на ближайшие 15-20 лет. В связи с этим особое значение имеет специализация СЭЗ «Сугд» на производстве и поставке стройматериалов для сельского (жилищного, дорожного, объектов промышленного сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции) и городского (жилье, объекты социальной и коммунальной инфраструктуры) строительства.

Встраивание ТЛЦ в существующие и будущие транспортные потоки позволит предприятиям СЭЗ и всей экономике Согдийской области успешно решить проблемы снабжения и вывода продукции на региональный рынок: Таджикистана, прилегающих областей Узбекистана, южной Киргизии, прилегающих районов Афганистана.

Определена ориентация ТЛЦ на следующие товарные группы:

—               товаров народного потребления и хозяйственного назначения (предметы одежды, обувь, мебель, предметы из пластика, детские коляски, игрушки, игры и спорттовары, сантехнические, нагревательные и осветительные изделия и т.д.);

—               сельскохозяйственных грузов (бахчевые, овощные, фруктовые, консервированные, сухофрукты, скоропортящиеся и т.д.);

—               пищевых продуктов (говядина, баранина, мясо птицы, молоко и молочные продукты);

—               зерновых грузов (пшеница, рис, комбикорма оптовыми товарными партиями);

—               строительных грузов (цемент, кирпич, керамическая плитка, гипсокартон, напольные покрытия, кровельный материал);

—               черных и цветных металлов, включая метизы различного назначения;

—               технологического оборудования (машины и механизмы различного назначения, оборудования и оснастки);

—               топливно-энергетических продуктов (уголь, нефть и нефтепродукты, нефтехимическая продукция промышленного назначения);

—               химических грузов и минеральных удобрений (в первую очередь калийные и фосфорные удобрения);

—               хлопка и производных его передела (хлопок-волокно, пряжа, линт, текстильные изделия и т.д.).

На территории ТЛЦ специализированные площади и помещения должны учитывать соблюдение требований для их хранения и обеспечению безопасности. ТЛЦ после полного ввода в строй должен включать в себя:

—               терминал для готовых продовольственных продуктов;

—               терминал для зерновых грузов с соответствующим оборудованием и резервуарами;

—               терминал для скоропортящихся продуктов с холодильными камерами;

—               терминал для размещения и хранения машин, механизмов и разного технологического оборудования;

—               терминал для хранения и обработки химических грузов, минеральных удобрений;

—               терминал для обработки и хранения нефтепродуктов и сжиженного газа.

—               хлопковый терминал, где хлопковые грузы могут складироваться и храниться в закрытых помещениях или на открытых площадках под навесом с соблюдением требований пожарной безопасности и других условий;

—               терминал для строительных грузов, разные виды которых должны быть размещены в отдельной зоне с разбивкой по видам: упакованные в различной таре или на поддонах, в мешках, навалочные, сыпучие и др.;

Надо также исходить из продолжающегося роста численности населения Согдийской области, особенно ее городов, и увеличивающихся потребностей ее экономики.

ТЛЦ на этой стадии должен развивать модули, которые обслуживают в порядке импортозамещения поставку в Согдийскую область и в Таджикистан в целом:

  1. товаров народного потребления,
  2. продуктов, прежде всего, мясных, молочных, хлебобулочных изделий.
  3. сельскохозяйственной техники,
  4. удобрений и бытовой химии,
  5. строительных материалов.

Таким образом, на начальной стадии существования ТЛЦ необходимы модули:

  1. товаров народного потребления,
  2. продуктов, прежде всего, мясных, молочных, хлебобулочных изделий.
  3. сельскохозяйственной техники,
  4. удобрений и бытовой химии,
  5. строительных материалов,
  6. фрукты и сухофрукты,
  7. текстиль

В ТЛЦ уже на первой стадии необходимы:

  1. Пункт таможенного оформления товаров,
  2. СТО для автомобилей,
  3. Заправочная станция
  4. Гостиница для водителей,
  5. Ресторан быстрого питания и зона отдыха для водителей,
  6. Административный комплекс с офисными помещениями для транспортных фирм,
  7. Узел связи и информационный центр, занятый обеспечением оптимальных условий перевозок в регионе.
  8. Не исключено, в итоге именно Информационный центр окажется наиболее прорывной частью всего ТЛЦ, обеспечивающей ему наибольшую конкурентоспособность в регионе всей Центральной Азии.

Логистический центр станет значительной частью регионального и государственного плана развития Республики Таджикистан, являющегося основой всей инфраструктуры и региональных структур и политики. Государство и местные власти, однако, должны будут понести расходы по приобретению земельной собственности, улучшению почвы, прокладке подъездных путей, строительству железнодорожных путей. В этом случае проект создания ТЛЦ на территории СЭЗ Сугд будет экономически и финансово жизнеспособным.

Таким образом, проведенный экономический и торговый анализ создания транспортно-логистического центра показывает, что Согдийская область имеет отличный потенциал для увеличения своей роли в качестве основного торгового и промышленного центра Центральной Азии.

Транспортно-логистический центр в свободной экономической зоне «Сугд» представляет собой самодостаточный, рентабельный проект, имеющий большое значение в региональном масштабе. ТЛЦ призван обеспечивать не только потребности субъектов СЭЗ, предприятий Согдийской и других областей Республики Таджикистан, но и стать важным и востребованным функционалом в масштабах такого макрорегиона, как вся Центральная Евразия.

Статьи и книги по теме: