Avesta.Tj | 19.03.2013 |

Киргизский эксперт по инфраструктурным проектам Центральной Евразии Кубат Рахимов предлагает построить железную дорогу «Север-Юг», связывающую Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

Как сообщает «КирТАГ», данное предложение эксперт озвучил накануне в ходе круглого стола «Транскыргызстанская железная дорога — альтернативы и возможности».

 

«Разработан проект строительства железной дороги «Север-Юг», которая свяжет Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан», — сообщил Рахимов.

 

По его словам, проект свяжет такие населенные пункты как Тараз (Казахстан) — Талас — Токтогул — Жалал-Абад — Ош — Кызыл-Кия — Баткен — Шураб (Таджикистан). Оценочная стоимость проекта без учета электрификации составляет $1,7 — 1,9 млрд.

 

Как отметил Рахимов, как минимум шесть месторождений полезных ископаемых находится вдоль маршрута предполагаемого проекта железной дороги.

 

«Это полиметаллическое месторождение «Бала-Чичкан», медное месторождение «Андаш», месторождения редкоземельных материалов «Узун-Ташты», месторождения соли в Токтогульском районе и другие. Кроме того, створ Камбаратинской ГЭС-1 находится в 200 км и более от ближайших железнодорожных станций, стоит отметить, что затраты на автотранспортировку стройматериалов и оборудования для станции составляют примерно $400 млн.», — пояснил эксперт.

 

По мнению Кубатова, проект строительства дороги «Север-Юг» наиболее выгоден для Кыргызстана, чем проект строительства дороги КНР-Кыргызстан-Узбекистан. Тем более, что Кыргызстан и Таджикистан активно декларируют о вступлении в Таможенный союз «где без инфраструктуры логистики невозможно осуществить эффективную экспортную политику».

 

«Необходимо отметить, что в первой версии Стратегии устойчивого развития до 2017 года, в списках приоритетных транспортных проектов была железная дорога «Север-Юг», и там стояла сумма в $450 млн. российских инвестиций, то есть этот проект утверждался, он озвучивался. Во второй и окончательной версии Стратегии этого проекта нет, осталось только разработка ТЭО проекта на 2014 год», — заметил Кубатов.

 

Как считает Кубатов, «китайское лобби в наших властных структурах действует нагло, что проекты, которые обсуждаются на уровне премьер-министров выбрасываются. Это просто прямой прогиб перед Пекином».

 

По его словам, непонятно, каким образом Стратегия была одобрена депутатами Жогорку Кенеша без этого важнейшего проекта. «Чем занимается 120 депутатов, которые позволили выпасть проекту стоимостью 450 млн. Ни один депутат по этому поводу не высказался», — отметил Кубатов.

Статьи и книги по теме: