Феномен кочующей столицы

Когда говорят о вхождении Казахстана в число 50ти самых конкурентоспособных экономик и целого перечня рейтингов и списков, куда нужно попасть стране, часто забывают про «фишку», то есть в переводе с арго, некого уникального приема, способа, метода, с помощью которого можно и достичь поставленной цели, и эффектно показать себя всему миру. В данной статье показывается один из вариантов такой «фишки», особого приема социально-экономического развития молодого, но уже состоявшегося государства в самом центре континента, органически проистекающий из менталитета титульных этносов в Республике Казахстан – казахского и русского.

Речь идет о феномене кочующей столицы как исторически апробированного и органически произрастающего из особенностей глобального мировосприятия самых «кочевых» славян – русского этноса, так и собственно казахов как самого мобильного этноса на территории Евразийского континента. В Советском Союзе как в сложноподчиненной федерации можно было насчитать порядка 35-40 городов, которые так или иначе можно было называть столицами с той или иной степенью условности. Помимо столиц союзных и ряда крупнейших автономных республик, де-юре носящих сие высокое звание, были неформальные столицы, чьими отличительными чертами опять же выступали либо территориальные проекции (столица Урала, столица Западной Сибири), либо отраслевые (центр металлургической промышленности и т.д.), либо культурологическо-исторические (Ленинград/Санкт-Петербург как «Северная Пальмира», Одесса – «мама», Ростов – «папа» и т.д.).

Особенность развития и расширения Большой России (Российской империи и её наследника СССР) всегда подразумевала ситуативное и стратегическое распределение ролей Большой Столицы и центров управления осваиваемых макротерриторий. Тот или иной крупный военно-экономический город на «полпути» от столицы (метрополии) до окраины (провинции, периферии) часто выступал в роли столичной, правда, с достаточно усеченными функциями. Сама Большая Столица Российской империи «кочевала» из Москвы в Санкт-Петербург и обратно, что было только на пользу Империи.

Многие европейские страны также оперируют понятиями «древняя столица», «бывшая столица» (Кярнаве, Каунас для Литвы, Гнезно, Краков для Польши и т.п.) или имеют успешный опыт разделения функционала/ переноса столиц (Дели/ Нью-Дели, Стамбул/Анкара, Рио-де-Жанейро/ Бразилиа). Это также важно для анализа возможного сценария, далее рассматриваемого в данной статье.

Что касается Казахстана, то история и современность тесно переплелись. Оренбург и Ташкент, Кызыл-Орда и Алма-Ата и, наконец, Целиноград/Акмола/Астана — только за последние сто лет центральный город-столица Казахстана кочевала на тысячи километров на огромном пространстве континента! Такого прецедента в столь сжатые исторические сроки, а также с учетом того, что ныне Оренбург и Ташкент сейчас расположены вообще за пределами современного Казахстана, наверно больше нет. Это и навело на собственно размышления автора об институционализации феномена кочующей столицы Казахстана.

Вкратце суть размышлений состоит в том, что столица современного Казахстана… должна сейчас, в 2009-2010 годах, опять переехать и через 10-15 лет переехать опять! Очень многие выражали сомнения в успешности проекта по переносу столицы из Алматы в Акмолу/Астану. Однако реальный ход событий опрокинул скептиков и превзошел ожидания оптимистов. Город зажил своей жизнью, мегаполис в степи состоялся. Дальнейшие планы по развитию города, строительство новых объектов промышленного, гражданского и административного назначения также дают возможность увидеть перспективу Астаны. И все же ни Алматы, ни Астана – это не весь Казахстан. Огромная территория вкупе с крайне низкой плотностью населения, резкая дифференциация в уровне и темпах хозяйственной жизнедеятельности в различных регионах Казахстана – все эти факторы по-прежнему влияют и будут влиять на общую оценку уровня развития страны.

В этой связи предлагается в очередной раз перенести столицу Казахстана. Теперь уже на Запад. На земли Младшего Жуза (Алматы –Старший Жуз, Астана – Средний Жуз). Это важно по нескольким причинам. Во–первых, доминанта сырьевого экспорта Казахстана как раз таки нефть, а именно Западный макрорегион РК является основным поставщиком углеводородов на мировой рынок. Контроль над стратегическим направлением, будучи в эпицентре событий, всегда более эффективен. Во-вторых, исходя из стратегически выверенного тезиса «Казахстан – Европейская Азия», важно иметь столицу максимально близкую к географической границе Европа – Азия или даже прямо на европейской части. Кстати, не зря же Казахстан играет в европейской зоне футбола, что позитивно отразилось на уровне развития данного вида спорта прямо на глазах. В-третьих, очень выигрышным будет использование опыта строительства Астаны, особенно в части инфраструктуры, архитектуры и организации городского хозяйства в целом. Многие ошибки, некоторые, увы, трудно устранимы, удастся не повторить в новой столице. Производственные мощности вновь воссозданного строительного комплекса Казахстана, в целом выдержавшего удар национального финансово-строительного кризиса 2007-2008 гг., усугубленного мировым кризисом, будут как нельзя кстати. В-четвертых, мультипликативный эффект от строительства Астаны превзошел все ожидания – заработали десятки и сотни месторождений нерудных материалов, предприятий по производству стройматериалов, почти полностью обновился парк грузовой и специальной техники, были созданы десятки тысяч новых рабочих мест. Волны вторичных доходов («мультипликация») позволили активно развиваться сектору услуг и производству сопутствующих товаров и комплектующих, что благотворно отразилось на экономике всей страны. Соответственно, строительство новой столицы также создаст точки роста, как в масштабах страны, так и в близлежащих странах. В случае строительства новой столицы на западе Казахстана паритетно и сбаласированно будут задействованы практически все казахстанские ресурсы и производственные мощности, помимо традиционного вовлечения в процесс строительства компаний из Турции, России, Евросоюза, арабского Востока и Ирана. Прикаспийский вариант столицы тем более был бы актуален в условиях активизации действий крупнейших мировых игроков в данном регионе и это прямо отразилось бы на объемах и масштабах инвестирования в новую столицу.

Что же будет с Астаной? Только хорошее. Мегаполис в степи действительно состоялся. Процесс создания агломерации, включающей с юга Караганду, мощный промышленный и культурный центр с сопоставимой численностью населения, и Щучинско-Бурабайскую рекреационную зону, позволит в среднесрочной перспективе поддерживать высокий уровень жизни в Центральном Казахстане. Ничего же не стало плохого с Алматы после переноса столицы! Только еще больше стало население города, а доля экономики в масштабах ВВП страны выросла еще большими темпами. Южная столица по-прежнему является любимым городом миллионов казахстанцев. Соответственно, вместе Астана с Карагандой сопоставимы по численности с Алматы и также имеют достойные шансы на подобающее место во всех сферах жизнедеятельности страны. Только вот переименуем опять – уедет столица, откочует на тысячи километров. Пусть город назовут, например, Нур-Отан. Пусть партийцам тоже приятно будет. И ответственности добавится как раз за судьбу страны.

Новая столица даст мощный импульс экономике страны, позволит заложить серьезный и устойчивый тренд развития. Это в очередной раз «встряхнет» элиту, предотвращая тлетворное срастание компрадорской буржуазии с властью, поддержит региональные элиты, что немаловажно и значимо для гармоничного развития молодого динамичного государства в самом центре Евразийского континента. Про кейнсианские подходы стимулирования экономики умолчу вообще, эффект колоссальный, особенно с учетом специфики экономики Казахстана. Тем более культурная жизнь городов, качество человеческого капитала в целом, демографическая обстановка – все это будет также прямым следствием «кочующей столицы».

А через 10-15 лет как раз пора будет и дальше откочевывать….Куда? Думаю, что будет ясно по ходу движения, по факту реализации уникального феномена кочующей столицы девятого в мире по площади государства. К моменту достижения целей и задач, определенных Стратегией-2030, в случае реализации данного сценария, как минимум 4 города Казахстана будут последовательно носить столичный статус со всеми вытекающими и однозначно позитивными результатами. Вот вам и «фишка»- и мир удивить, и дать Казахстану, как будущей Европейской Азии, импульс развития на несколько десятилетий вперед.

К.Рахимов

Статьи и книги по теме:

Посмотреть все записи с меткой: